Любовь Песенкова
Опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей в Доме ребенка
▼ Скачать +Заказ
Дома ребенка занимают особое место в системе общественного образования детей первых трех лет жизни.
Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, требуют особого подхода, исключающего любое проявление формализма. Отягощенная наследственность, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание в больнице - все это создает дополнительные трудности в нашей работе. Специфически влияют на поведение, развитие, здоровье детей и особенности условий жизни в доме ребенка – это отсутствие близких детям родных людей, ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе.
Публикация «Опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей в Доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Но, не смотря на это, маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно.
На основе сложившегося опыта можно сказать, что содержание и обучение в специализированном дошкольном учреждении в основном совпадает с содержанием и обучением детей в детском саду. Но при этом следует подчеркнуть, что у детей домов ребенка все психические и физические процессы формируются медленнее. Поэтому, каждый ребенок развивается по-своему. А значит и подход к нему должен быть индивидуальный.
В связи с этим, велика ответственность воспитателей и всех работающих с детьми : их теплота, ласка, радость, которую они дают ребенку, внимание, подаренное только ему одному, наряду с уходом и заботой о ребенке - важнейшие условия, обеспечивающие полноценное развитие и здоровье детей.
Любой ребенок в процессе своего развития движется от беспомощности к зрелости и независимости. Кроме физических потребностей, от удовлетворения которых зависит жизнь ребенка, необходимо обеспечить и удовлетворение социальных потребностей, которые дают ощущение комфорта, уверенности в своих силах и хороших взаимоотношений с другими людьми.
Одна из важнейших задач воспитания детей с особенностями развития – это формирование навыков самообслуживания. Наша задача помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Но взрослые должны взять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, и оказывать ему помощь только тогда, когда он не мог справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я помогу тебе сделать самому». При этом начинает развиваться настойчивость, обогащается речь, формируются основные навыки и умения, развивается мускулатура рук, совершенствуется координация движения рук и глаз, формируются такие личностные качества, как аккуратность, опрятность.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей двух-трех лет (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость) необходимо применять такие приемы, которые позволят сделать работу с малышами эмоциональной, интересной, результативной.
Веселое стихотворение или потешка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка, пропетая в определенной ситуации – все это вызывает у детей положительное отношение к действиям самообслуживания.
Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в навыках не только в процессе самообслуживания, но и закреплял их в играх, специально направленного содержания. Для этого мы изготовили множество красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий, панно, на которых дети закрепляют умения застегивать крупные и мелкие пуговицы, «молнии», кнопки, «липучки», шнурки.
И так, можно сделать вывод, что продолжая заниматься, мы каждый раз будем делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберемся до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что стартовав, ребенок обязательно придет к финишу.