Наталья Колесникова
Польза пальчиковой гимнастики в жизни ребенка в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ№27
Колесникова Н. В. -воспитатель
Польза пальчиковой гимнастики в жизни ребенка
в раннем возрасте
Пальчиковая гимнастика-развивает речь,она очень важна в раннем возрасте!
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев,комплекс упражнений для пальцев рук, призванный развить мелкую моторику. А главное гимнастика помогает развитию речи. Занятия помогают скоординировать действие нервной и мышечной систем ребёнка, учат его выполнять мелкие и высокоточные движения кистями и пальцами и ловко манипулировать предметами.
Публикация «Польза пальчиковой гимнастики в жизни ребенка в раннем возрасте» размещена в разделах
Польза паьчиковых игр :
-Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
-Развивают мелкую моторику.
-Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
-Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
-Снимают излишнее нервное напряжение.
-Улучшают память.
-Способствуют овладению навыками письма, рисования.
-Развивают фантазию, воображение.
-Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
-В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.
-Выступают отдельным видом игрового занятия.
-Может служить отличным способом занять ребенка в дороге
Кака правильно провести пальчиковую гимнастику
Начинать делать с малышом пальчиковые упражнения можно после года.
Чтобы они были интересными, каждую игру хорошо сопровождать определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек.
Слова обязательно нужно произносить ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь.
Как правило, фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием выполняют все упражнения.
О чем нужно помнить при пальчиковых играх :
1. Согрейте руки перед занятием! Ваши пальцы не должны быть холодными.
2. Перед началом гимнастики нужно сделайте общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее.
3. Во время игр контролируйте, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
4. При проведении гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
5. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, если он против: будет больше вреда, чем пользы.
6. Занимайтесь регулярно! Залог успеха – в систематических упражнениях.
Рaзвитие речи.
«Пaльчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша.
Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Особенности проведения пальчиковых игр.
Пальчиковая гимнастика должна проводиться поэтапно, от простого к сложному, уровень сложности гимнастики должен соответствовать уровню развития ребенка. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например:
«Прогулка в лес». Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т. д.
Пальчиковые игры для самых маленьких ребят =)
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.
Кошка.
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки
Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх.
Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали
Тесто.
Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук).
Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони).
Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони).
Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).
«Шaрик».
Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.
«Надуваем шарик» : придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.
«Шарик лопнул» : пальцы возвращаются в исходное положение.
Я нaдул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе.
Полезных и веселых вам игр!