Инна Лебедева
Консультация «Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых»
▼ Скачать
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский.
Фольклор – это устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.
Он сопровождал человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно, опираясь на общие ценности: добро, уважение, красота и любовь. Это происходит и в наше время.
Публикация «Консультация „Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей многообразен. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. На практике дети сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.
Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки.
Во время «Слушания музыки» развивается активное восприятие музыки, формируется эмоциональная отзывчивость, накапливается фольклорный багаж. Первое знакомство ребё нка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Детей старшего дошкольного возраста уже можно знакомить с русскими народными песнями. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения.
Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в ансамбле в сопровождении народных инструментов. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства, учатся владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижерские жесты, петь самостоятельно, вступать после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук.
Народная музыка, песня понятна и близка нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Данный вид деятельности занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора. В нашей практике мы используем разные методические приемы: пение вполголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, пение по строчкам, по фразам; пение по рядам; пение без сопровождения (a’capella).
Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.
Работая над ритмическим рисунком песни, можно использовать хлопки, шлепки, притопы в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).
Необходимо, чтобы работа над пением проходила эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.
Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку» и т. д. Такие песни дети быстро выучивают и запоминают.
Музыкально-ритмические движения развивают у детей умение ритмично и красиво выполнять тот или иной танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.
Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Очень важно научить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, переменный, приставной боковой шаг, тройной шаг. В этот раздел так же ввожу разучивание таких танцевальных элементов народных хороводов, плясок, как «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», полуприседания и др. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий.
Развитие чувства ритма, музицирование формируют навыки игры на народных музыкальных инструментах, чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев.
Детей я начинаю обучать игре на народных музыкальных инструментахс раннего возраста. Постепенно происходит знакомство с народными инструментами и звучащими игрушками, это свистульки, жужжалки, погремки, а так же инструменты «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали в прошлом сами.
Практика показывает, что дети проявляют наибольший интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках, дудочках и др. инструментах. Это стимулирует детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают русские народные песни («Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», и др., сопровождая их игрой на народных музыкальных инструментах, при этом у них появляется стремление активно реализовать себя в музицировании.
В нашем саду, следуя традициям наших предков, отводится важная роль ложкам, так как ложки были и остаются незаменимым, исконно русским инструментом с ярким и уникальным тембром. Возрождение интереса к игре на деревянных ложках прослеживается из года в год. Повсюду возникают всё новые и новые ансамбли ложкарей. На занятиях мы обратили внимание на то, что у большинства детей плохо развит ритмический слух и решили с помощью деревянных ложек попытаться улучшить или исправить данный показатель. В своей работе,
Д. А. Рытов писал, если напрягать органы слуха вначале лишь для восприятия и повторения различных ритмов, дети так же получают представление о тембре, темпе, динамике. Так осуществлялось накопление начального музыкального опыта, приобщение к русскому народному фольклору, знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения во время игры на деревянных ложках.
Включая в репертуар «Танцы, игры, хороводы» у детей, на основе народной музыки, развивается координация движений и чувство ритма, умение передавать в движениях характер музыки, способствовать творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей. Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Сударушка», «Русский танец с ложками», танец «Яблочко» и др.
Русские хороводы с пением это форма исполнения народной песни с выражением ее содержания в хореографическом движении «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Травушка-муравушка», «Ой, бежит ручьем вода» и др.
Важно, чтобы ребёнок погружаясь в музыкальное наследие чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. А русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражены музыкальные фразы. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой.
Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному наследию применяю современные инновационные технологии.
Информационно-коммуникационная технология также позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме.