Елена Барукова
Положение о разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОЖЕНИЕ
о разновозрастной группе
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано для МОУ ___, в котором функционируют дошкольные разновозрастные группы (далее - МОУ) в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
СанПин. 2.4.1.3049-13;
- Уставом Учреждения;
Публикация «Положение о разновозрастной группе» размещена в разделах
1.2 Положение регулирует деятельность разновозрастных групп общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 7 лет (далее - разновозрастная группа).
1.3 Положение принимается Педагогическим советом ОУ и утверждается приказом руководителя. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя ОУ;
1.4 Срок данного положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Порядок комплектования разновозрастной группы.
2.1Приём детей в разновозрастную группу ОУ оформляется приказом руководителя на основании документов в соответствии с Положением о комплектовании воспитанниками МОУ, реализующих программы дошкольного образования и призвано обеспечить принцип общедоступности и бесплатности дошкольного образования.
2.2В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей : от 1,5 лет до 3 – не более 17 человек. При наличии в группе детей любых 4-х возрастов – не более 18 человек.
3. Организация развивающей среды.
3.1 Развивающая среда разновозрастной группы должна быть организована с учё том следующих принципов:
3.1.1 Принцип уважения к потребностям в движении, в общении. В познании. Подбор оборудования
и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Развивающая среда должна иметь свободное пространство, которое должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. Свободное пространство создаётся с помощью невысоких ширм или стеллажей с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его более свободным для наблюдения. Высота мебели в групповой комнате должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75см). При планировании интерьера используется нежесткое центрирование (зонирование, создаются следующие центры активности:
- Центр познания (Решение задач познавательно-исследовательской деятельности (развивающие и логические игры; речевые игры; игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
- Центр творчества (Решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и игры импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
- Игровой центр (обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр);
- Литературный центр (обеспечивает литературное развитие дошкольников);
- Спортивный центр (обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей).
3.1.2. Принцип функциональности. В обстановке помещения должны находиться только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.
3.1.3. Принцип опережающего характера содержания образования. Кроме материалов, которые предназначены детям определенного возраста, должны быть включены в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).
3.1.4. Принцип динамичности – статичности среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование, не реже одного раза в два месяца.
3.2. Столы следует расставлять по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одною возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста. При размещении столов необходимо учитывать следующее:
- детям должно быть хорошо видно и слышно воспитателя;
- они свободно могут вставать и выйти из-за стола, не мешая другим.
3.3. Обозначения на шкафчиках, вешалках для полотенец необходимо менять по мере перехода детей в более старшую возрастную подгруппу. Для малышей используются картинки, для детей среднего дошкольного возраста – геометрические фигуры, для старших – буквы и цифры от 0 до 9.
4. Организация и проведение режимных моментов
4.1. При наличии в составе группы двух смежных возрастов детей, за основу берётся режим дня старших детей, режимные моменты с младшими детьми следует начинать на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими.
4.2. При подъёме детей после дневного сна сначала организуют подъём старших детей.
4.3. Прогулка детей разновозрастной группы на улице организуется в соответствии с графиком определения погодных условий.
4.4. Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей младшей подгруппы разновозрастной группы.
4.5. В методике руководства утренней и вечерней гимнастиками, при подборе упражнений, следует исходить из существующих общих указаний, при этом учитывать возрастной состав своей группы.
4.5.1. При организации утренней гимнастики необходимо учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Младшие дети выполняют упражнения меньшее количество раз. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений. Для того чтобы старшие дети могли выполнить упражнения большее количество раз, им предлагается начать выполнять упражнения и показать младшим, как правильно его выполнять, затем это же упражнение они выполняют с младшими детьми.
4.5.2. Возможны случаи, когда в комплексы гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений младшие наблюдают и отдыхают.
4.6. Организация одевания.
4.6.1. В разновозрастной группе внимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на младших детей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать младшим воспитатель приглашает старших детей.
4.6.2. При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.
4.7. В процессе повседневной деятельности обеспечивается формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков в соответствии с программными требованиями, воспитываются привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. Воспитатель четко представляет объем программных требований для каждой группы.
4.7.1. При формировании навыка следует:
- использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- создавать благоприятную обстановку для формирования навыков личной гигиены (спокойный тон взрослого и т. н.);
- соблюдать принцип постепенности - от простого к сложному, (детей 3-5 лет учат правильно одеваться и раздеваться, а перед старшими ставится задача делать это быстро);
- сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем;
- в зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы подбирать методику педагогического воздействия (в одних случаях показ, в других напоминание и т. п.);
- младших приучать к самостоятельности, используя стремление ребёнка всё сделать самому;
- контролировать качество выполнения навыков старшими детьми: делать всё обстоятельно, быстро, аккуратно, без напоминания взрослых;
- соблюдать принцип постоянства и единства требований
- требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей.
5. Планирование и организация образовательного процесса
5.1. Содержание образовательного процесса в разновозрастных группах строится в соответствии с образовательной программой, разработанной в МОУ и утверждённой Советом педагогов.
5.2. Образовательный процесс в разновозрастных группах включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребёнка и выполнение государственных требований.
5.3. Планирование образовательного процесса:
5.3.1. При разработке учебного плана разновозрастной группы часы учебной нагрузки рассчитываются для каждой возрастной подгруппы детей отдельно.
5.3.2. В регламенте мероприятий непрерывной образовательной деятельности разновозрастной группы :
- Занятия по физическому развитию образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин. ,
- в средней группе - 20 мин. ,
- в старшей группе - 25 мин. ,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Два раза в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. (12.5. СанПиН 2.4.1.3049-13) по старшей возрастной подгруппе;
- время проведения занятий познавательного цикла рассчитывается в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 для каждой возрастной подгруппы отдельно.
5.3.3. При календарном планировании занятий следует предусмотреть межпредметные связи и связь с игровой деятельностью детей.
5.4. В основе организации процесса обучения в разновозрастной группе лежит планирование непрерывной образовательной деятельности по одной теме, предусматривающее дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной группы.
5.5. Формами организации образовательного процесса в разновозрастных группах являются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, игровая деятельность.
5.6. Для рационального построения образовательного процесса воспитатель формирует списки подгрупп с указанием даты рождения и возраста детей.
5.7. Физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности организуются фронтально.
5.7.1. При организации фронтальных занятий образовательные задачи ставятся для старшей и младшей подгруппы отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.
5.7.2. Продолжительность занятия следует дифференцировать в соответствии с возрастом детей. Следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию младших. При одновременном начале, занятие для младших детей следует заканчивать на 5 минут раньше.
5.7.3. При организации на занятиях совместной деятельности детей разного возраста педагог рассаживает их парами (старшего и младшего вместе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, взаимные симпатии. Если образовательное учреждение не располагает одноместными столами, то, объединяя детей, воспитатель должен иметь в виду показатели их роста.
5.8. Планирование и организация физкультурных занятий.
5.8.1. Физкультурные занятия целесообразно проводить со всеми детьми одновременно. Детей необходимо, разделить на подгруппы в соответствии с возрастом.
5.8.2. Вводная часть физкультурного занятия планируется следующим образом:
- одинаковые задания для всех детей: упражнения на внимание, на развитие быстроты реакции, упражнения с изменением темпа и направления движений (ходьба, остановка по сигналу и принятие заданной позы; чередование ходьбы и бега, ходьбы врассыпную и перестроения в колонну, пары и др.);
- упражнения, одинаковые по содержанию, но разные по степени трудности (перешагивание через предметы разной высоты; ходьба по дощечкам разной ширины; бег змейкой между предметами, которые расположены на разном расстоянии, и др.);
- одинаковые движения, но с различной дозировкой или способом выполнения (прыжки на двух ногах с продвижением вперед на разное расстояние : первая подгруппа выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперед, вторая - прыжки на одной ноге; ходьба: младшие идут на носках, старшие - скрестным шагом и др.);
- разучивание сложных упражнений только для второй подгруппы. В этом случае занятие начинают со старшими детьми, а затем уже подключают младших детей, последние выполняют общие упражнения вводной части занятия.
5.8.3. В основную часть занятия включают общеразвивающие упражнения. Подбираются 4-5 общеразвивающих упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Увеличения нагрузки для старших дошкольников достигается за счет усложнения исходного положения, включения в работу других частей тела. Используются и другие варианты, старшие выполняют упражнения, стоя в парах, младшие индивидуально. Количество повторений общеразвивающего упражнения может быть одинаковым: упражнения для мышц верхнего плечевого пояса повторяют 6 раз подряд или 8 раз с отдыхом; упражнения для мышц туловища и ног повторяются только 5-6 раз, так как они оказывают на организм большую нагрузку. В случаях, когда упражнение дает значительную физиологическую нагрузку, младшие дошкольники заканчивают его выполнение раньше. При разучивании общеразвивающих упражнений используются следующие приемы:
- показ нового по структуре движения;
- объяснение или указание при выполнении детьми новых общеразвивающих упражнений, состоящих из знакомых дошкольникам элементов;
- задание детям на выбор исходного положения для выполнения определенного упражнения.
- частичное регламентирование задания;
- многократные повторения отрабатываемых движений (важно для детей среднего дошкольного возраста, у которых только начинают формироваться пространственные ориентировки);
- выполнение одних и тех же по структуре упражнений с различными пособиями: с флажками, с мячами, с палкой, с обручем, с веревкой (снимает монотонность в повторении, оттачивает точность, свободу движений). В основной части занятия проводится обучение основным движениям, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, ознакомление детей с рациональными способами их выполнения. Обучение направлено на формирование умения правильно и быстро выполнять двигательное действие, быстро принимать решение в сложившейся ситуации. Основные движения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр включаются в занятие в виде конкретных заданий (перепрыгнуть дорожку, прыгать из обруча в обруч, а также в форме подвижной игры («Волк во рву» и др.). Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях:
- используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия);
- используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия);
- для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения. Для этого подбираются движения, не требующие подстраховки. При выполнении парных упражнений возможно объединение в пары детей из старшей и младшей подгрупп (старший ребёнок получит возможность контролировать действия младшего, подсказывать, как правильно его выполнить).
5.8.4. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игры для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях.
5.8.5. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).
5.8.6. При соответствующих погодных условиях сочетаются физкультурные занятия на свежем воздухе с занятиями в помещении. Занятия на свежем воздухе, в часы прогулки, проводятся с каждой возрастной подгруппой в отдельности и в разные дни (обучение спортивным упражнениям, элементам спортивных игр).
5.9. Планирование самостоятельной двигательной деятельности детей соответствует содержанию организованных форм работы, на физкультурных занятиях.
5.9.1. Задачи, решаемые на занятии, определяют содержание самостоятельной деятельности детей. Содержание самостоятельной деятельности дополняется и обогащается за счёт вариативности упражнений, разнообразия оборудования, введения элементов игры.
5.9.2. Планирование приёмов основывается на индивидуальных особенностях детей, уровня их физической подготовленности.
5.10. Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности.
5.10.1. В разновозрастной группе занятия по рисованию, лепке и аппликации проводятся со всеми детьми одновременно. При этом содержание занятий для младших и старших дошкольников остается единым, а программные задачи разные.
5.10.2. Отбор тем для занятий осуществляется по следующим направлениям:
- усложнение изобразительной задачи, которую воспитатель ставит перед детьми;
- обучение детей использованию в своей работе разных выразительных средств.
5.10.3. При решении одной и той же изобразительной задачи в каждой возрастной подгруппе выполняется различный объем работы, младшие дети изображают один предмет, а старшие дети - 2, 3 и более. Детям предается для рисования, лепки, аппликации один и тот же предмет, но с разными требованиями к его изображению. Усложнение изобразительных задач осуществляется и за счет повышения требований к технике рисования, лепки и аппликации или путем использования разных изобразительных материалов. В процессе непрерывной образовательной деятельности по одной теме программные задачи дифференцируются за счёт различных выразительных средств, к которым относятся: форма, объем, цвет, линия, композиция, пластичность лепного образа и др. На каждом возрастном этапе дети овладевают определенными выразительными средствами, что обязательно учитывается при планировании занятий. При проведении непрерывной образовательной деятельности по одной теме комплексно используются разные виды изобразительной деятельности (младшие, рисуют Колобка, старшие - выполняют способом аппликации лес и зверей). Для каждой возрастной подгруппы подбирается вид изобразительной деятельности, который наиболее соответствует уровню умений и навыков детей.
5.10.4. Методика проведения непрерывной образовательной деятельности по одной теме. Вводная часть занятия организуется воспитателем со всеми детьми одновременно, или с постепенным включением разных возрастных подгрупп. В рассматривании предмета, принимают участие все дети, вначале отвечают младшие дети, при затруднении младших - старшие приходят к ним на помощь. Восприятие игрушки, картинки осуществляется дошкольниками каждого возраста дифференцированно под руководством педагога. При проведении обследования предмета старшие дети анализируют его на расстоянии, для младших организуется зрительное восприятие с осязанием.
Построение вводной части занятия следующее: воспитатель в опирается на опыт старших дошкольников, (предлагает детям пяти-шести лет приготовить для малышей сюрприз, выучить потешку, содержащую описание игрушки, с которой их будут знакомить). В основной части занятия намечаются этапы перехода от руководства одной возрастной подгруппой к другой. Педагог сосредотачивает внимание на работе с младшими детьми при первоначальном знакомстве с формой, обследованием предметов, показом способов изображения. При правильном выполнении задания детьми младшего возраста, воспитатель организовывает дополнительное упражнение, (нарисовать много яблок, много елочек) и переходит к руководству деятельностью старших детей. В конце занятия дети каждой возрастной подгруппы привлекаются к оценке и анализу результатов собственной деятельности и работы всей группы. Занятия по замыслу планируются самостоятельно.
5.10.5. Организация взаимодействия детей на непрерывной образовательной деятельности по одной теме. В процессе непосредственно организованной образовательной деятельности по одной теме дошкольники все вместе участвуют в одном виде деятельности, организовывается сотрудничество детей разного возраста. Формы участия старших и младших дошкольников в сотрудничестве различны:
- старшие дети показывают младшим выполнение задания;
- объясняют;
- контролируют действия.
- младшие использовать действия старших в качестве образца;
- заимствуют у старших способы и приемы работы. На занятиях организуется совместная деятельность детей разного возраста. Особенностью совместной деятельности является наличие общего результата, который получается тремя путями:
- путем объединения отдельных изображений, относительно законченных и самостоятельных (все дети вырезают цветы для коврика, действуя независимо, друг от друга, и в общей работе отчетливо виден результат деятельности каждого ребенка).
- путем объединения таких частей, которые в отдельности не представляют собой законченного смыслового целого, (на занятиях по лепке один ребенок лепит чашку, а другой блюдце).
- результат работы одного служит основой для начала работы другого (на занятиях по аппликации один ребенок обводит трафарет карандашом, другой его вырезает, третий наклеивает).
5.11. Планирование и организация занятий по конструированию и ручному труду.
5.11.1. Для всех возрастных подгрупп целесообразно организовывать однотемные занятия.
5.11.2. Организация занятий предусматривает постепенное включение в него детей разных возрастов (обучая детей анализу образца постройки вначале приглашаются старшие дети, затем младшие). Программные задачи для двух подгрупп близкие по содержанию решаются с некоторым усложнением конструкций.
5.11.3. Посадка детей на занятии зависит от содержания программного материала:
- при выполнении возрастной подгруппой самостоятельного задания дети усаживаются за столы, расставленные в форме буквы П,
- каждая подгруппа по одну сторону стола.
- при выполнении возрастной подгруппой единого задания дети усаживаются за общим столам.
5.11.4. На занятиях по ручному труду педагог создаёт доверительную, спокойную обстановку.
5.12. Занятия познавательного цикла организуются с каждой возрастной подгруппой отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.
5.13. Планирование и организация сюжетно-ролевых игр.
5.13.1. Педагоги составляют краткий план работы по развитию сюжетно-ролевых игр. В соответствии с кратким планом по развитию сюжетно-ролевых игр в календарном плане образовательной работы осуществляется тематическое планирование, обусловливающее содержание и развитие конкретных сюжетно-ролевых игр. Тематическое планирование предусматривает проведение работы по тем разделам программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых игр (ознакомление с окружающим, развитие речи, конструирование, ручной труд и др.). При тематическом планировании учитывается взаимосвязь между отдельными видами деятельности (обучением, трудом и игрой).