Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Полхов-Майданская птичка-свистулька»
▼ Скачать + Заказать документы
«Полхов – Майданская птичка-свистулька».
Воспитатель: Архипова Марина Ивановна
Возрастная дошкольная группа : подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; развитие речи; художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Полхов-Майданская птичка-свистулька“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полхов-майданская роспись
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Цель: познакомить детей с росписью Полхов-Майдана.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;
- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи.
Развивающие:
- развивать моторику ведущей руки при изображении круглой и овальной формы;
- развивать способности работать по заранее намеченному плану;
- развивать творческие способности детей в самостоятельной деятельности.
Речевые: активизация словарной работы.
Воспитательные:
- способствовать выработки детьми норм и правил поведения в процессе самостоятельной деятельности и детском коллективе в целом ;
- актуализировать культуру познавательной деятельности;
- воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к народному творчеству и промыслам родного края.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, изобразительная.
Формы организации: подгрупповая (8 человек, совместная и самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материал к ООД: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки и изделия с изображением дымковских, хохломских, гжелевских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; мультимедийный проектор; СD проигрыватель с подборкой классической музыки и физминутки; образцы расписанных птичек-свистулек; гуашевые краски (красный, синий, желтый); палитры; кисти белка № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; заготовки птичек-свистулек для росписи.
Предварительная работа по плану интеграции:
- совершенствование знаний детей с гжелевской, дымковской, городецкой, хохломской росписями;
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
- разучивание стихов, примет про осень.
Место проведения: музыкальный зал.
Активизация словаря: Полхов-Майдан.
Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, городецких изделий (доски, хохломской и гжельской (посуды, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем.
Ход НОД:
В. : Доброе утро, уважаемые гости! Ребята, сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать всех гостей, так как мы умеем.
Дети приветствуют хором:
Рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
Дети стоят полукругом
В. : Уважаемые гости, ребята, вы обратили внимание, какая сегодня погода? Как можно охарактеризовать осеннюю погоду?
Д. : Ответы детей (поздней осенью погода – холодная – не мороз, но надеваем теплые вещи; пасмурная – солнце прячется за тучами; ветреная; облачная – облака иногда затеняют все небо).
Слайд 1
В. : Хорошо. Предлагаю присесть на стульчики и внимательно послушать стихотворение Самуила Маршака «Цветная осень» :
Цветная осень - вечер года -
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир - как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с Вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
О каком времени года говорится в стихотворении Самуила Маршака?
Д. : ответы детей
В. : Да, это осень. Как вы догадались, что про осень? Может строки, какие вам подсказали или запомнились? А почему цветная осень?
Кто знает стихотворение об осени?
Д. : дети рассказывают знакомые стихотворения.
В. : Замечательные стихи. И с каким выражением и вдохновением вы рассказывали. Молодцы. Мне стало интересно, вы так же хорошо знаете приметы про осень? Я начну, а вы дополните:
Слайд 2: Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Слайд 3: Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.
Слайд 4: Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.
Слайд 5: Облака редкие - будет ясно и холодно.
Слайд 6: Звезды яркие – к хорошей погодке, тусклые – к дождю.
Слайд 7: Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.
В. : Молодцы, как много вы знаете примет об осени. Я знаю еще одну примету, но прежде чем ее сказать, я приготовила вам сюрприз. Как Вы думаете, что это?
Воспитатель показывает перышко птицы
Д. : ответы детей (перо, перышко).
В. : Чье перо, как Вы думаете?
Присоединение к теме занятия.
В. : Да, это перо птицы. А значит, мы сегодня будем беседовать о ком?
Д. : ответы детей.
В. : Верно, о птицах. А примета звучит так:
Слайд 8.
«Если перелетные птицы улетели рано – зима предстоит холодная».
В. : Как называют птиц, которые улетают в теплые края, одним словом? (на экране перелетные птицы) Какие птицы улетают? Как Вы думаете, почему они улетают в теплые края?
Слайд 9.
Д. : ответы детей (перелетными птицами; стрижи, ласточки, трясогузки, утки, лебеди, журавли; с похолоданием, исчезает доступ к пище и воде).
В. : А тех, которые остаются с нами?
Слайд 10.
Д. : ответы детей (оседлые; синицы, воробьи, галки, вороны, голуби)
В. : Каких зимующих птиц Вы знаете (кочующих? Кто такие кочующие птицы?
Слайд 11.
Д. : ответы детей (снегири, свиристели, сорока, сойка, чижи, щегол)
В. : Ребята, вот мы с вами назвали птиц. А кто такие птицы? Как устроено тело птиц?
Слайд 12. На экране строение птицы в сравнении с геометрическими фигурами.
Д. : рассуждения детей (Животные, которые умеют летать, тело покрыто перьями. Тело птицы состоит из головы, подвижной шеи, туловища и конечностей.)
В. : Совершенно верно. Тело покрыто перьями. Т. е. птицы – это животные, у которых тело покрыто перьями. И с какими геометрическими фигурами мы можем сравнить каждую часть тела птицы? Какая фигура оказалась лишней?
Д. : ответы детей.
В. : Как вы думаете, есть ли уши у птиц?
Д. : рассуждения детей. (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет).
В. : Хорошо. Клюв птицы - это рот или нос?
Д. : небольшая дискуссия, высказывают свою точку зрения (Конкретно носом, считаются два отверстия в верхней части клюва у птицы. Рот, - это "наконечник" клюва, то есть то, чем птица издает звуки, добывает пищу, строит гнездо).
В. : Я тоже так думаю.
Какие конечности есть у птицы?
Д. : ответы детей (ноги, крылья, хвост, который при посадке раздвигает веером и служит тормозом, гасит скорость. Хвост служит рулем и используется также для торможения).
В. : Молодцы. Ребята, а теперь предлагаю подумать и сказать, как Вы понимаете эту пословицу:
Слайд 13.
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
Д. : рассуждения детей (это когда птица красивая, а человек умный, или то что хорошо делает)
В. : Верно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер. Т. е. я хочу сказать, что птицы в народном искусстве часто превращались в свистульки из глины или дерева. Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов.
Слайд 14.
Предлагаю пройти к столу с изделиями народного промысла. Кто скажет, какие виды росписи изображены на изделиях?
Д. : ответы детей (гжелевская роспись, дымковская роспись, хохломская, городецкая).
В. : Прекрасно. В чем отличие Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписях?
Д. : ответы детей (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии; Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья, лошади, птицы; Хохломская роспись – красные цветы, черный фон; Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы).
В: Замечательно. Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на мольберт, кто скажет, какой вид росписи изображен на изделиях? Затрудняетесь ответить? Сейчас я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской. Повторим вместе: Полхов – Майданская роспись. Предлагаю присесть на стульчики и послушать историю возникновения Полхов-Майданской росписи.
(дети садятся на стулья возле экрана, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий) .
Слайд 15. Воспитатель начинает свой рассказ.
В: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. И придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.
Слайд 16.
С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками расписывают их. Появляются большие красные цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:
«Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется».
(воспитатель обращает внимание на изделия).
В: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны изделия. В основном мастера расписывали свои изделия элементами растительных мотивов, т. е. цветы, ягоды, листья, и сюжетами из окружающей среды – мельницы, леса, дома, церкви.
Слайд 17.
А Вы ребята желаете расписать игрушку, так же как мастера Полхов - Майдана?
Д. : ответы детей.
В. : Хорошо. Прежде чем, мы приступим к расписыванию игрушек, я предлагаю немного отдохнуть. Согласны?
Д. : ответы детей.
Слайд 18.
Физкультминутка.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
А теперь предлагаю пройти к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).
В: Ребята, посмотрите внимательно на мольберт и скажите, какие цвета используют в своей работе мастера Полхов-Майдана?
Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).
В: Верно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный. Но у мастериц было только три краски: желтая, синяя, красная. Как же у них получаются такие разные цвета?
Д. : художники смешивают цвета.
В. : Как можно получить оранжевую, фиолетовую и зеленую цвета?
Д. : Оранжевую – красный и желтый;
Фиолетовую – синий и красный;
Зеленую - синий и желтый.
В. : Отлично. С цветами мы с Вами выяснили, предлагаю рассмотреть и затем расписать птичку – свистульку.
Голова птички – свистульки расписана цветком красного цвета. Нос отделен дугой и точками. На туловище по центру изображен цветок фиолетового цвета и по краям листья зеленого цвета. А сейчас я покажу как правильно и красиво выполнить работу.
Начинаем роспись с верхней части птички-свистульки. Как вы думаете, почему начинаем расписывать изделие с верхней части?
Д. : ответы детей.
В. : Верно. Беру кисть и красную краску. Верхнюю часть головы отделяю волнистой дугой и закрашиваю. Нос так же отделяю дугой и украшаю точками.
Затем перехожу к расписыванию туловища. По центру рисую цветок фиолетового цвета, как вы ранее сказали, для того, чтобы получить фиолетовый цвет, нам нужно смешать синий и красный цвета. По краям цветка рисую зеленые листья, чтобы получить зеленый цвет, нужно смешать синий и желтый цвета. Хвостик и ножку - подставку отделяю аналогично носику. Вот такая птичка свистулька у меня получилась.
Вы готовы к расписыванию своих птичек-свистулек?
Д. : ответы детей.
В. : Предлагаю приступить к расписыванию.
Слайд 19.
Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования.
Рефлексия.
В. : Кто- то из Вас уже закончил свою работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Кто желает рассказать о своей работе?
Д. : Рассказ детей о проделанной работе
В. : Какие красивые птички-свистульки у Вас получились.
А какие элементы использовали в росписи?
Какие цвета для росписи вы использовали?
Какими приемами рисования вы пользовались?.
Какую игрушку вы расписывали?
Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Д. : Полхов – Майданской.
В. : Предлагаю пройти к гостям и показать свои работы. Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше будем продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан. И мы с Вами хорошо знаем, что любая роспись отличается тем, что каждый рисунок имеет контур. А контур мы будем с вами наносить, когда высохнет основной рисунок, т. е. на следующем занятии мы завершим Полхов – Майданскую роспись по птичке-свистульке.
Спасибо вам за работу, предлагаю попрощаться с гостями и пройти в группу.