галина полякова
Консультация для родителей «Музыкальная деятельность и развитие речи: игры со словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Полезная информация для родителей
1. Развитие музыкальных способностей дошкольников
«Музыкальная деятельность и развитие речи : игры со словом»
Публикация «Консультация для родителей „Музыкальная деятельность и развитие речи: игры со словом“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Ритмический рисунок, временное начало и окончание составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать музыкальный духовный мир ребенка.
Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают малышу понять содержание музыки, освоить её непростой язык.
Чтобы развить у дошкольников чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, на музыкальных занятиях необходимо использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все это игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства речевых игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнить движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, легкий стремительный бег.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное произнесение текста.
Текст любой игры можно специально использовать для развития у детей ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги-музыканты, ритмизировать.
Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» :
Солнышко, солнышко,
Та-ти-ти, та-ти-ти
Выгляни в окошко:
ти-ти, ти-ти, та-та
Твои детки плачут
ти-ти, ти-ти, та-та
По камушкам скачут
ти-ти, ти-ти, та-та
Таким же образом следует ритмизировать все тексты используемых игр со словом или речевых игр, приведенных ниже для практических занятий:
1. «Солнышко».
Ход игры.
Исходное положение: дети стоят врассыпную или в общем кругу.
На первую и вторую строчки взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания- «пружинки»- и одновременно хлопает в ладоши. Под текст третьей и четвертой строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Пояснение: текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю:
Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
и т. д.
2. «Радуга-дуга»
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
Ход игры.
Исходное положение: дети стоят врассыпную или в общем кругу.
На весь текст дети выполняют легкие частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. Ритмизация текста на слоги «та»и «ти» будет выглядеть следующим образом:
Ти-ти-ти-ти та
Ти-ти та та та
Ти-ти та та та
Ти-ти та та та
Попробуйте записать этот ритмический рисунок в известных вам длительностях или условных обозначениях : долгие хлопки- длинные или широкие полоски, короткие хлопки- короткие или узкие полоски.
Пояснение. В процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения. Окончание произнесения текста должно быть точно зафиксировано прыжком с прекращением движения.
3. «Огуречик»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отзрызет.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть как взрослый. Так и ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец комнаты или зала. Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры. «Ловишка» садится на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст первой и второй строки дети легкими прыжками продвигаются в сторону «ловишки». Под текст третьей строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
Пояснение. Текст произносится выразительно, нараспев, в конце третьей строки должна быть небольшая пауза (остановка) голос при этом «забирается вверх» :
Там мышка жи вет. Последняя строчка произносится скороговоркой. В этой игре закрепляются навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед. Мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
4. Паровоз
Чух, чух, пыхчу
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садись скорее,
Прокачу: Чух, чух!
Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулаки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.
Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Пояснение. В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед. Текст произносится очень четко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким. не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу. Собирая цветы, ягоды, или собирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «ту-ту!2, который дается взрослым, дети снова садятся в поезд и едут до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности детей.