Нина Александровна Кудряшова
Пояснительная записка к рабочей программе образовательной деятельности разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности воспитанников в средней и старшей группе общеразвивающей направленности; разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города … «Центр развития ребёнка – детский сад «…», в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Сан ПиН 2.4.1.3049-13, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, на основе локального акта «Положение о рабочей программе педагога», с учетом рекомендаций проекта примерной основной общеобразовательной программы «Тропинки» /под редакцией В. Т. Кудрявцева/.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе образовательной деятельности разновозрастной группы» размещена в разделах
Программа «Тропинки» - современная программа развивающего дошкольного образования, разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания; определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Цель программы состоит в создании условий для общего психического развития детей средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
Поставленной целью диктуются следующие задачи программы :
- инициировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
- развивать творческое воображение дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др., креативности как ведущего свойства его личности;
- развивать у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
- создавать условия, обеспечивающие триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения:
- расширять «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
- формировать у детей творческое, осмысленное, ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающее - образовательной;
- развивать у ребенка начал будущего умения учиться.
Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками программы «Тропинки» как творческий процесс. Поэтому детское творчество выступает для них как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания. В ходе творческого приобщения к началам человеческой культуры у ребенка закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности – продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают содержание общественно-исторического опыта – совокупного достояния человечества в систему открытых проблем, которые подлежат осмыслению со стороны ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Учебный план и обязательная часть рабочей программы разработаны на основе распределения организованной образовательной деятельности, рекомендованного авторами примерной образовательной программы ДО «Тропинки» по ред. В. Т. Кудрявцева, с учетом всех разделов. Вариативная часть представлена парциальными программами, разрабатывается с учетом регионального компонента и ориентирована на потребность детей и их родителей (законных представителей). Рабочая программа включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Количество ООД в неделю и продолжительность их по времени спланировано с учетом требований Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.1. 1349-13.
Общее количество занятий в неделю: средняя группа – 10, старшая группа – 11.
Длительность занятий: средняя группа - 20 минут, старшая группа – 25 (20) минут.
Общая продолжительность образовательной деятельности : средняя группа – 40 минут, старшая группа - 45 минут в день.
ООД «Формирование элементарных математических представлений» проводится с детьми средней и старшей группы отдельно. ООД «Подготовка к обучению грамоте» проводится с детьми старшей группы. Во время проведения занятий создаются условия для игр по инициативе детей другой возрастной группы, под наблюдением младшего воспитателя.
При проведении общих занятий с детьми разного возраста учитываются нормы Сан ПиН по длительности (позднее включение или ранний выход из занятия детей средней группы) и интенсивности занятий (более «лёгкие» вопросы, индивидуальная работа, помощь старших детей и пр.).
В летний период и во время каникул учебные занятия не проводятся.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей: на начало года (в сентябре) и на конец года (в мае, которая проводится с использованием методов оценки становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка: наблюдение в естественных условиях за детьми, беседа; анализ продуктов детской деятельности; игровые, тестовые задания; собеседование с родителями, анкетирование и опрос; создание диагностических ситуаций в ходе образовательной деятельности. Такая оценка может производиться, при необходимости, в рамках педагогической диагностики. Выявленные показатели отмечаются в специальных таблицах, позволяющих фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребё нка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой, познавательной, художественной деятельности; физического развития. Фиксация показателей развития детей проводится два раза в год: в начале года (в сентябре) определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника; в конце учебного года (в мае) делаются выводы о динамике развития образовательных потребностей. Результаты обследования используются для решения следующих образовательных задач : индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; оптимизации работы с группой детей. Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей.
Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей). Непосредственные результаты обследования являются конфиденциальными данными и не передаются третьим лицам. Показатели развития ребё нка представлены в методическом источнике: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева – М: Вентана – Граф, 2014. стр. 39 – 42.
Основной формой занятий с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Программа предусматривает применение здоровье сберегающих технологий: временная возрастная норма проведения занятий; динамические паузы; дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика; релаксационные упражнения.
Вторая половина дня – это жизнь в стиле «клуб» : свободное объединение по интересам для игры или продуктивной деятельности. В этот период организуются дидактические, ролевые, настольные, строительные, подвижные игры; предлагаются идеи для ручного, хозяйственного - бытового труда, труда в природе; создаются условия для самостоятельной художественной деятельности детей; проводится индивидуальная работа с детьми в контексте их познавательных интересов; детей знакомят с художественной литературой по их желанию.
Во вторую половину дня организуется кружковая работа по интересам детей и запросам родителей (законных представителей).