Приложение МААМ

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Богданова Татьяна
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы, оно способствует развитию восприятия, мышления, речи, памяти. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, любознательность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, а будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только направить его деятельность. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым средствам. Ничто так не обогащает его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, стоящий в прямой зависимости от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду. Закон об охране природы обязывает семью и педагогов направить свои силы на воспитание в детях любовного отношения к природе, организовав их на добрые дела. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить.

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах

Для познавательной активности и любознательности детей, в нашем саду, разработана программа «Физика для малышей», по которой мы работаем с 2017 года. При составлении перспективного плана работы соблюдались следующие принципы:

- доступности материала.

- сезонности. Последовательности,

- подачи материала от простого к сложному,

- переход количественных изменений в качественные.

Актуальность: ребёнок-дошкольник, сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Прежде, чем приступить к экспериментированию, проводится предварительная работа – наблюдения, беседы, чтение. Рассматривание иллюстраций, зарисовки по изучению данного вопроса. В группе оборудован и оформлен «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», материалы распределены по разделам. Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:

- о растениях;

- о состояниях воды;

- о воздухе;

- о песке, почве, глине;

- о природных явлениях;

- о звуке и слухе.

Уголок живой природы в детском саду – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на прогулках, на занятиях кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развиваются наблюдательность, интерес, бережное отношение ко всему живому, формируются трудовые навыки, ответственность за порученное дело. Ребята вместе с воспитателем ухаживают за комнатными растениями. Мы не забываем их поливать, протирать листочки, рыхлить землю. За наш труд цветы благодарят нас своей красотой и цветением. Дети очень радуются когда распускается тот или иной цветок. В уголке природы хранится необходимый инвентарь для ухода за комнатными растениями, так же есть ящики с землёй, в ящики мы сеем семена и наблюдаем за посадками.

Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, я стала использовать несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты использую как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда, или на занятиях, в том случае, когда не могли быть использованы другие способы. Опыт может проходить как длительное, или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных, наиболее характерных этапов опыта (в рисунках, фотографиях).

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: с детьми анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы.

С помощью опыта можно решить множество познавательных задач: где лучше растёт растение – в тёплом или холодном месте? ; что будет с водой, если её вынести на мороз?; что будет со снегом, если его занести в помещение? И. т. д.

Перед тем, как начать с детьми заниматься, я решила проверить уровень знаний детей о том, как растут и развиваются окружающие их растения, улавливают ли они основные зависимости, в которых проявляются закономерности роста и развития. Как знают они «маленьких» и «больших», как относятся к ним? Для этого я предложила детям такую задачу: «мальчику купили маленького щенка (показала фигурку щенка, надо выбрать для него домик, какой из трёх домиков ты выберешь?». Перед детьми вывесила на доске будки одинаковой величины и формы, разной величины был вход в них. В первой будки вход соответствовал величине щенка, в другой он был побольше, в третьей совсем большой. При этом я ставила перед собой цель – выяснить, знают ли дети, что по мере роста, щенок увеличивается в размерах, могут ли они это предвидеть при выборе домика. Почти все дети ответили, что щенку нужна будка с маленьким входом, чтобы ему было тепло, щенок маленький и вход должен быть маленьким. Тогда я задала наводящий вопрос: «А знаете ли вы, что через некоторое время щенок вырастет и станет взрослой собакой? Какой лучше выбрать домик?». Все дети согласились, что домик нужно выбирать с большим входом.

Зимой на прогулке я заметила, что некоторые дети едят снег. Беседы не помогали, только отвернусь от них, они опять за своё. Тогда я предложила детям набрать в ведёрочко снега, самого чистого. Ребята заинтересовались и долго выбирали самый чистый снег. Принесли в группу и поставили на подоконник. После сна я им показала ведёрочко, где вместо снега была серая вода и плавала грязь. На детей это произвело впечатление и на прогулках снег есть перестали.

В марте на прогулке я предложила собрать несколько веточек берёзы и поставить их в группе в воду, для наблюдения за ними. Каждый день, приходя в группу, дети смотрели на берёзовые веточки. Затем интерес у детей пропал. К веточкам подошли только трое детей. Дней через десять на веточки обратила внимание одна Арина и увидела, что веточки не такие, как были, мы пригласили ребят и стали рассматривать веточки. Дети заметили, что почки на веточке стали больше, набухли. Катя зарисовала веточки. Теперь уже дети подбегали к уголку часто, им было интересно, что же будет дальше. Сколько было радости у детей, когда они увидели первые зелёные листочки. Дети закричали: «Ура! Весна пришла». Мы с детьми долго беседовали, говорили какая весна, что происходит весной в природе.

Очень заинтересовал детей наш «Огород на подоконнике», особенно опыт с луком. Дети принесли по луковке из дома, поставили в небольшие ёмкости с водой и наблюдали за ним каждый день, каждый за своей луковицей. Вскоре появились росточки, когда они стали побольше, мы с детьми посадили лук в землю, и сделали вывод, что для роста растения нужны вода, свет и тепло. В земле лук у нас быстро пошёл в рост и мы стали снимать урожай со своей «грядки». Дольше конечно у нас прорастал горох. Семена гороха мы положили на блюдце с водой и прикрыли стеклом. После наблюдений сделали вывод: семена в воде быстро прорастают, значит вода необходима для роста растений. Пророщенные семена гороха мы посадили в два ящичка с землёй и решили понаблюдать – одинаково ли будут расти наши горошинки, если один ящик мы поставим в тёмное место, а другой на подоконник, где много света. Начался второй этап нашего опыта с горохом. Дети каждый день приходя в группу, подходили к ящикам, мы вместе поливали, ждали всходов. Первые всходы появились в ящике, который стоял на подоконнике, где было много света. Через некоторое время, когда у гороха, стоявшего на свету, было три листочка, появились всходы и во втором ящике. Дети заметили, что всходы светло-зелёного цвета и тоненькие стебельки. Тогда мы этот ящик тоже поставили на подоконник, где много света и вскоре горох окреп. После рассуждений сделали вывод: если посадки стоят на солнечном месте, то растение всходит быстро и растёт крепкое, а в тёмном месте – растение получается слабое. Вскоре горох стал набирать цвет и затем совсем зацвёл. Дети были очень довольны и радостны, что наш труд не пропал даром. Мы сделали вывод: для того, чтобы из семян получить растение, нужно приложить очень много усилий, стараний и терпения. Так же растению необходимы - свет, вода, тепло и хороший уход.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие вещи, сделать правильные выводы. Экспериментирование для нас не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.

По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели опыт «Посев и проращивание семян», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

«Неживая природа»- изучали свойства предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани.

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воздуха, воды, цвета, теплоты Доказывали, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяли свойства магнита. С интересом и увлеченно дети проводили опыты с песком.

По теме «Человек» (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах; пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

сюжетно-ролевая игра;

рассматривание;

наблюдение;

беседа;

экскурсии;

конструирование;

экспериментирование;

исследовательская деятельность;

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исс

ьно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

Для этого в группе создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :

В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Оформлены дидактические игры с элементами моделирования, развивающие внимание и наблюдательность. Создана картотека элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Делятся своим маленьким опытом из практики о своих интересных открытиях.

Главная цель и основные задачи. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи: 1. Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т д.

2. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т. д.) 3. Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения 4. Формирование способов познания путем сенсорного анализа 5. Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.

На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) - у нас есть вдох и выдох. - сколько весит воздух? - можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух

нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними

экспериментируем с песком:

- песчаный конус (течения песка)

- свойства насеянного песка.

- свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует

пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение

окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить

творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с

жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша

занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах,

в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на

суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем

где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды,

кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода

работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает

более легкие предметы)

“Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соле

соленой воде яйцо

всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и

растворенные в ней частички соли).

“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду,

цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)

“Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы

спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут

сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку,

она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не

выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки)

вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование

облаков).

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в

другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду,

пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).

“ Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них

добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые

в неё положены).

“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)

“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую.

(Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)

“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки

не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость

превратится в газ).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2021 в 03:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Татьяна (УИ 2617227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД