Пшеничная Елена Андреевна
Поиграйте со звуками
▼ Скачать + Заказать документы
«Поиграйте со звуками»
Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни
не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам
«напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или топать?
Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В
безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут
детей. Вам, родителям, следует помочь ребенку сделать верные,
нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием
жизни ребенка с самых ранних лет.
Покупая игрушки малышам, родители заботятся о яркости цвета,
Публикация «Поиграйте со звуками» размещена в разделах
выразительности формы, безопасности, как правило, не заботясь о
том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или
предметами. А, между тем, многие дети с возрастом прямо-таки ищут
эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки,
мамины крышки от кастрюль…
Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять
ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому
стакану – какой же удивительный звон стоит в комнате! Помогите
ребенку сделать следующие шаги. При этом, обязательно
припомните: какие именно звуки привлекают вашего ребенка? Когда
это было, при каких обстоятельствах? Вам легче будет руководить
музыкальным развитием малыша, если вы будете «общаться» со
звуками вместе с ребенком – более целеустремленно и смело.
Итак, начнем!
Вы, наверное, замечали, что дети с удовольствием хлопают в
ладоши, топают ногами.
Предложите им «звучать» по-разному:
Хлопки – пальцы одной руки упруго ударяют по ладони
другой, в быстром, в медленном темпе, громко, тихо, глухо,
звонко, хлопки перед собой, за спиной, над головой или в
стороны.
Шлепки – удары плоскими ладонями по бедрам, по коленям
(сидя)
Притопы – топать одной ногой, попеременно двумя ногами,
тихо, громко, в быстром или медленном темпе.
В более старшем возрасте (5-6 лет, можно научить ребенка
щелчкам. Дети очень любят этот звук и изо всех сил стараются
научиться щелкать пальцами.
Учите детей прислушиваться к звукам, к тому, как они звучат.
Поиграйте с вашими детьми, пофантазируйте, радуясь своим
«открытиям». Выходит, что «природный инструмент» есть у каждого
ребенка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей
помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и
прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом
игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а
хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения
слушать и слышать.
Для дальнейшей работы нам понадобятся детские музыкальные
игрушки. Прежде всего – ударные игрушки – барабаны, погремушки,
колокольчики. И духовые инструменты – разнообразные дудки,
кларнеты.
Освоим и один из самых доступных и распространенных
инструментов – металлофон. Молоточек берется между большим и
указательным пальцами правой руки. Звук извлекается ударом
молоточка по пластине. Молоточек не должен быть зажат. Иногда
родители покупают сразу много инструментов. Ребенок мечется от
одного к другому, быстро устает, теряет интерес и все забрасывает,
так и не научившись играть.
Попробуйте послушать звучание разных инструментов (тембр).
Например: вы играете на дудочке, ребенок – на барабане.
Договоритесь, кто будет играть первым, играйте поочередно,
делайте перерывы для того, чтобы обсудить то, что вы услышали.
«Музыку дождя».
Сначала прислушайтесь к тому, как звучит дождь (можно
воспользоваться записью шумов). Постарайтесь вспомнить все
звуки – стук капель, шорох листьев, шум ветра. А теперь найдите
предметы и инструменты, которые помогут вам все это
изобразить. Может капли дождя «застучат» на металлофоне или
стеклянном стаканчике по которому стучат металлической
палочкой, а ветер «зашумит» папиной газетой. Или используйте
«природные инструменты: капли по лужам – постукивание двумя
пальчиками по ладошке; шлепки по коленям – капли, падающие на
листья кустов.
Вариантов этой игры может быть бесчисленное количество –
все зависит от вашей фантазии, умения «оторваться» от границ и
стандартов, а главное, забыть слова «правильно-неправильно».
По такому же принципу можно затеять игру на любую тему, на
которую способны ваши фантазия и воображение. Не сомневайтесь, у
вашего малыша обязательно появится желание действовать со
звуками, возникнет интерес к музицированию. Наступит час, когда не
вы, а ваш малыш скажет вам: «Мам, а давай…», и это будет ваша
первая бесценная победа, огромное достижение в развитии вашего
ребенка. Ваше достижение!