Татьяна Черемных
Использование интерактивных технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста (1)
▼ Скачать + Заказать документы
Поиграем. Интерактивное занятие в игровой форме. Повторение пройденного во второй младшей группе.
1. Повторение геометрических фигур.
2. Один или много.
3. Счет до 3.
4. Домашние птицы и их детки.
5. Дикие животные.
6. Овощи и фрукты.
7. Времена года.
8. Части суток.
«Использование интерактивных технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Интерактивные технологии
Публикация «Использование интерактивных технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста (1)» размещена в разделах
· технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера – это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
· организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера - это интерактивные педагогические технологии
Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и общения обучающихся между собой и педагогом.
Суть интерактивных методов :
- обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;
- предполагаются условия для самообразования и саморазвития;
- нет доминирования одного мнения, лидера;
- роли педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;
- педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Особенности интерактивного обучения
1. Высокая степень интенсивности общения участников ИО, их коммуникации, сменой и разнообразием видов деятельности, форм и приемов.
2. ИО основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким опытом.
З. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.
4. Для ИО характерна целенаправленная оценка участниками своей деятельности и её результатов.
5. В ходе ИО дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение критически мыслить, рассуждать, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить сво мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Методы интерактивного обучения
- Интерактивные и ролевые игры :
- Дискуссии;
- Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций);
- «Мозговой штурм»;
- Метод проектов;
- Метод ассоциаций.
Интерактивные формы и методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть очень узкими. Эффективность и целесообразность применения интерактивных форм и методов мы наблюдаем в своей практике.
Интерактивные технологии можно применять с детьми, начиная уже с трехлетнего возраста.
Во 2 младшей группе проводятся : работа в парах, хоровод;
в средней группе: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
в старшей группе: работа - в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум);
в подготовительной к школе группе: работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).
Формы организации интерактивного взаимодействия :
1. Индивидуальная (каждый участник выполняет задние самостоятельно)
2. Парная (задание выполняется в паре).
З. Групповая (задание выполняется в подгруппах).
4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
Практика показала, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы.
При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, предлагает сво мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода.
Первое, чему учим детей — это проверять друг друга.
Следующий этап: учим тренироваться в парах.
Далее ид т обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чем я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища.
Формируя у детей целостную картину мира, мы изучаем какой-либо объект во взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами окружающего мира. И в этом незаменимы интерактивные технологии, которые позволяют решать педагогические задачи в комплексе. Так, используя «Работу в парах», дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Это помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.