Морозова Анна
Консультация «Поговорим с детьми о финансах»
▼ Скачать +Заказ
Сегодня мы поговорим о финансах, семейном бюджете и поднимем главные вопросы: стоит ли с ним знакомить ребёнка? Если да, то с какого возраста? И как это сделать?
Некоторые психологи утверждают, что посвящать детей в денежные вопросы семьи нужно, в подготовительной группе детского сада, чтобы к окончанию начальной школы у них уже сформировалось представление о семейном бюджете. Это вполне логично, ведь сегодняшним российским малышам предстоит жить в мире, где необходимо хорошо разбираться в экономических и социальных отношениях.
Публикация «Консультация „Поговорим с детьми о финансах“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Однако, не все с таким мнением психологов согласны. В некоторых семьях не принято обсуждать с детьми денежные вопросы. «Им рано думать о деньгах», «вырастут — еще успеют намучиться с финансовыми проблемами», — рассуждают родители.
Почему важно говорить с детьми о финансах?
Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.
Важно, чтобы малыш понимал, какой ценой достаются родителям средства и сколько дети могут потратить. В этом нет ничего постыдного, деньги — часть нашей жизни. Открыто говорите с детьми о проблемах, связанных с получением и распределением денег. Не углубляйтесь в мелкие детали, но давайте представление о том, сколько стоят разные семейные покупки и сколько родителям для этого нужно работать.
Начать надо с себя. Дети учатся глядя на взрослых. Глупо учить ребенка финансовой грамотности и при этом подавать обратный пример — то транжирить деньги, то переходить в режим жесткой экономии. Для начала стоит разобраться со своими финансовыми привычками. Если вы планируете бюджет, тратите деньги с умом и защищаетесь от рисков, ваш ребенок, скорее всего, быстрее научится делать так же.
Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.
С малышами можно начать с простого:
• Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно провести соревнование: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.
Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.
• Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата, как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.
• Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.
Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?
В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.
Не забывайте напоминать ребенку про добрые дела
Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи.
Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог.
Есть очень простой способ узнать, как ваш ребенок расставляет приоритеты в тратах. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Попросите ребенка распределить монетки между баночками. Даже если он попытается разделить их поровну, останется одна «лишняя» монетка, которая прояснит ситуацию. Попросите ребенка объяснить свой выбор, терпеливо выслушайте, не комментируйте сразу. А затем спокойно обдумайте, хотите ли вы исправить его модель поведения и как именно.
Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.
Ну а при следующей встрече мы поговорим о том, стоит ли поощрять детские накопления и доверять детям покупки, а так же, как защититься от финансовых мошенников? До следующих встреч!