Людмила Александровна Кондратьева
Подвижные игры с этнической направленностью для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка подвижных игр с этнической направленностью для детей подготовительной группы.
«Заря»
Заря, Игра о силе триединства сил природы: воды, земли, воздуха. Обновление сил природы — это рождение духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот дух (голубая лента, воздух и есть одухотворяющие силы природы, дающие силы человеку.
Публикация «Подвижные игры с этнической направленностью для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
«Иголка, нитка и узелок»
Эта игра олицетворяет силу единства идеи, ее осуществления и великого разума, независимого от конкретного человека, но с которым он может быть, соединяя именно через разумное осуществление идеи, замысла.
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголку, нитку, узелок надо, не задерживая, впускать и выпускать из круга, надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
«Лапта»
В этой игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность мысли и движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость, быстрота реакции. Даже чувство патриотизма, верности берут начало в подобных играх.
Вариант 1.
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта– круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см. На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон.
Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит. Горожане начинают игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей группы выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
Вариант 2
Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймал мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращают его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.
Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова.
В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал 10 очков, т. е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
«Ловишка в кругу»
Игра развивает чувство меры, умение жить в согласии не с условностями, а именно в почитании каких–то общих требований в обществе, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, устремлении в реализации цели. Такая игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет в дальнейшем регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих, не выходя из круга своих возможностей и заслуг.
На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них — ловишка. Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.
Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.
«Снежинки, ветер и мороз»
Игра дает возможность выразить свои симпатии, педагогу увидеть их, развивает знания о природных явлениях, воспитывает спокойное восприятие холодных качеств природы.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Ой, летят, летят снежинки
Словно белые пушинки
На дороги, на поля
Станет белой вся земля.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!» Дети–снежинки разбегаются в разные стороны и сбегаются в несколько кругов в большую снежинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число снежинок. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, и т. д.
«Ляпка»
Игра развивает стремление добиться цели, приблизиться, дотронуться в игре к тому, кому симпатизируешь, прожить минуты ожидания одним, проявить ловкость, быстроту реакции другим, растворяют в общем азарте обидчивость недотрог, застенчивость робких.
Один из играющих — водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого–то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому–то из них передать ляпку.
Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
«Пятнашки»
Игра развивает ловкость, стремление к победе и дает возможность прожить ее благодаря своим усилиям. В то же время учит быть оптимистом, сохранять душевное равновесие для достижения своих устремлений.
Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Варианты:
1. Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой–то предмет.
2. Пятнашки–зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах — он в безопасности.
3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, т. к. в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого–то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
«Салки»
Игра выводит детей на природу, развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.
Ямки–салки роют по размеру мяча (3–4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5–1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадает мяч, тот берет его, Все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.
Музыкальные игры и музыкально–двигательные упражнения.
«Всадники»
Образ коня — опоры в одухотворенном устремлении. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает внутреннее состояние всадника, а помогает почувствовать его музыка. Здесь же оттачивается техника галопа.
Примерное описание. Дети стоят по широкому кругу. И. п. — «держа повод» обеими руками или только левой рукой с подчеркнуто прямой осанкой.
Такты 1–2 (вступление). «Кони бьют копытами»; «всадники сдерживают коней, натягивая повод».
Такты 3–10. «Всадники скачут галопом». На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».
Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.
«Цветы»
Цветы — отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном!
Примерное описание. И. п. — дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику.
Такты 1–8. Дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт).
Такты 1–8 (повторение). Продолжают то же движение, держа руки над головой.
Такты 9–16 и их повторение. Дети бегают по всей комнате врассыпную, заполняя всё пространство. Руки их подняты в стороны. С окончанием музыки дети останавливаются с поднятыми вверх руками, повернувшись лицом в одну сторону.
Упражнение помогает развивать движения рук, мышцы плечевого пояса.
Методические указания. Музыкальное оформление — вальс.
Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы.
Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя двигаться по–своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки. Необходимо следить, чтобы руки были все время мягкие, с округлыми расслабленными локтями.
Примечание: Использована книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: Музыкально–двигательные упражнения в детском саду. Изд. 3–е доработанное. М. «Просвещение», 1991.
«Гори ясно»
В этой древней нашей игре отражено ожидание и предвосхищение тепла, света, даруемого небесами. Внутри души и сердца поют колокола. Круг, хоро — хоровод — завершение круговорота Солнца, объединенных действий людей. Но к этому сиянию нужно стремиться, открывать ему сердце, бежать к нему быстро!
Описание. Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с платочком в руке (водящий).
Такты 1–8. Все идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Такты 9–16. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
С 17 такта играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло, Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
На слова последней строки дети 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платочком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.
Методические указания. Перед разучиванием музыкальной игры педагог может провести с детьми на прогулке народную игру «Гори, гори, ясно!», для того, чтобы запомнить считалку. В момент разучивания объяснить правила игры, сыграть музыку к игре, обращая внимание детей на ее характер, на средства музыкальной выразительности.
«Хоровод с подснежниками»
Весенние летние хороводы, связанные с Ладой — богиней лада, любви на Земле почитаемы народом. Сила коллективного устремления, отраженная в песнях, закликах весны Живы, дождя, солнца, реализовала эти устремления и выпрошенными дождями, и погожими днями. Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только просьба. И эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом вежливые и терпеливые.
Народная песня «Веснянка»
Стало ясно солнышко
Припекать, припекать,
Землю словно золотом
Заливать, заливать
Громче стали голуби
Ворковать, ворковать.
Журавли
К нам опять, к нам опять
А в лесу подснежники
Расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего
У земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко,
Посвети, посвети!
Хлеба, земля–матушка,
Уроди, уроди
Описание. Дети танцуют парами. Отрабатывается плавный хороводный шаг. Хоровод исполняется под украинскую народную песню «Веснянка».
«Кувшинчик»
Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей. Природа, мысль выбирает достойного внимания и усиливает его силой коллективного внимания.
Один из участников игры — водящий. Он берет мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о землю, поет:
Я кувшинчик уронила
И о пол его разбила.
Раз, два, три,
Его, Ваня, лови!
Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его. Участник, поймавший мяч, отходит в сторону. А все поднимают руки, образуя над головой «круг–колесо», и поют:
Мы знаем все подряд,
Что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый,
Ландыш белый, зайка серый, брось!
Участник с мячом поет:
Я знаю все подряд,
Что ребята говорят:
Дуб зеленый, ландыш, мак,
Я бросаю мяч — вот так!
И бросает мяч, стараясь попасть кому–нибудь из детей в сцепленные над головой руки. Кому попадет мячом в «круг–колесо», тот водит.