Белишко Оксана Александровна
Подвижные игры как эффективное средство развития физических способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Движения – эффективное средство воспитания.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем.
В процессе двигательной деятельности происходит формирование психики, развитие способностей, жизненной активности, значимых качеств личности: любознательности, инициативности, настойчивости, произвольности поведения, самостоятельности, организованности, доброжелательности, дисциплинированности.
Темочки:
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому овладение основами двигательной и гигиенической культуры, психическое самочувствие ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения должны быть предметом особого постоянного внимания педагогов. Правильная организация физического воспитания детей раннего возраста является одним из наиболее существенных разделов воспитания.
К задачам физического воспитания детей раннего возраста относят :
- охрану и укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и систем организма;
- обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
- развитие движений;
- обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
Игры – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у ребенка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. При подборе подвижных игр учитывается, что объем знаний у детей пока еще незначителен, невелик кругозор, внимание непроизвольно и не устойчиво. Поэтому сюжет игры должен быть простым, доступным пониманию, хорошо известны сами персонажи.
Характерным для игр является то, что дети выполняют одинаковые роли (все цыплята, медвежата).
Сами движения, как правило, однотипны, привычны (полетали, побежали, попрыгали и т. п., меняются лишь персонажи. С удовольствием все включаются в игру, если для ее проведения специально подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемки птиц и животных, длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки.
В предлагаемой детям подвижной игре зачастую решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, ориентировка в окружающем, умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. Необходимо ознакомить детей с содержанием игры, показать подобранные к ней атрибуты, предложить надеть их. Как только оживление детей уляжется, познакомить с правилами игры. Особое внимание уделяется сигналам, по которым надо менять движения, начинать или прекращать действия. В игре участвуют все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их выполнения. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям, элементарным ориентировкам в пространстве.
Детям раннего возраста нравится повторение одной и той же игры. В этом случае они имеют возможность закрепить новое умение, для них более осмысленным становится текст. Содержание игр постепенно обогащается. Понятийный сюжет, смена движений, выполняемых одновременно всеми, создают у детей бодрое настроение. Дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство товарищества. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Радость и удовлетворение сопровождает интересную, активную и доступную для ребенка игру, она оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие. Именно подвижная игра дает возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползанье и т. п.) в разных условиях, ребенок совершенствует, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях более свободно, непринужденно и естественно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. У детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом. Понятный сюжет, интересное сочетание ходьбы, бега, ползания, поскоков создают бодрое, жизнерадостное настроение, увлекают детей, движения их становятся ловкими. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Взрослый – непременный организатор и участник игр. Дети испытывают особое удовольствие от такого близкого общения с ним. Видя доброе отношение взрослого к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему.
У них формируется умение слышать речь, обращенную к ним, адекватно реагировать, развивается навык действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. В процессе игры обогащается словарный запас ребенка, тренируется его память, формируется воображение.
Литература
1. Жуков М. Н. Подвижные игры : Учеб. для студ. пед. вузов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
2. Коротков, В. Т. Подвижные игры детей. – М., 1987.
3. Лайзане, С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет сада. – М., 1987. – 160 с.
4. Осокина, Т. И. Тимофеева, Е. А., Фурмина, Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М., 1983.
5. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М., 2001. – 160 с.
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1979.