Ильвира Гильмулина
Подвижная игра как средство приобщения дошкольника к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра —это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.
Игра —это искра, зажигающаяогонек пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Дошкольное детство –уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Публикация «Подвижная игра как средство приобщения дошкольника к ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Мир детства немыслим без игры. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют нам о том, насколько многообразна она была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага. К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей поглотили повседневные проблемы. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать,
любить и играть. Детский мир не может существовать отдельно от мира
взрослых.
Проблемой игры как деятельности, имеющей особое значение в
жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития: В. Штерна, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Л. Леонтье
ва, Д. Б. Эльконина. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка. Л. С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья,жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать игры и занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры
детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей, как в семье (дети привязаны к телевизору компьютерным играм, так и в детском саду (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с
преобладанием статических поз). А это значит что, теряется творческая
природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм –основе игровой культуре в целом –это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры
-естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным
обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Русская народная подвижная игра
–это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и
оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней
свои «учебные предметы». Русские народные подвижные игры вызывают
активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского
организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность.
Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. А. П. УсоваК. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных
играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только
известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные
игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр -движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.).
В них можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне
-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и
инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с
духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к
культуре родной страны и создаётся эмоционально-положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической
культуре. Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько те
пла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого.
Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства»