Елена Сотникова
Подвижная игра как способ развития коммуникативных навыков дошкольников
▼ Скачать
Чтобы стать членом общества - ребенку нужны коммуникативные навыки. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в окружающем мире. Что же такое коммуникативные навыки? Это навыки общения, взаимодействия людей между собой. Это целая совокупность навыков. Коммуникативность выражается в умении общаться с окружающими людьми, взаимодействовать со сверстниками, в способности строить с ними отношения. Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами: желание вступать в контакт с окружающими; умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; и собственно умение общаться. Среди многообразия средств и методов, формирующих навыки общения дошкольников можно выделить подвижные игры. Значение игры в жизни детей дошкольного возраста трудно переоценить: играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.
Публикация «Подвижная игра как способ развития коммуникативных навыков дошкольников» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Не только ведущий, но и все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться с неудачами и переживать успех. По мнению Л. С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка. Подвижные игры, содержащие в себе условия для физического и социально-коммуникативного развития можно разделить три группы:
• игры, имеющие индивидуальный характер деятельности в них детей, то есть каждый ребенок отвечает сам за совершенные им неточности в игре. Это игры: «Найди свое место», «Найди свой домик», «Разноцветные автомобили», «Море волнуется» и др.
• игры, характер игровых действий в которых ставит детей в условия, в которых им необходимо не только самостоятельно выбирать вариант своего поведения, но и уметь договариваться о согласованном выполнении игрового задания и совместно решать простейшие тактические задачи с выбранным соведущим. Подобные игры способствуют формированию чувства «открытости» по отношению к партнеру, то есть дают возможность чувствовать и понимать его. Это игры: «Найди пару», «Ручеек», «Мышеловка» и др.
• игры, в которых игровые задания, выполняются небольшой группой-командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств. Указывая детям способы выполнения действий, правила побуждают играющих регулировать свое поведение. Являясь для всех участников обязательными, они требуют от каждого ребенка наличие умений соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения. Это игры: «Вороны и воробьи», «Передал – садись», различные эстафеты и др.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Ребенок запоминает новые слова, их значение, приучается действовать в соответствии с указаниями. Взрослый, организуя детскую деятельность, способствует тому, чтобы усваиваемые в игре нормы поведения, способы общения становились регуляторами коллективных взаимоотношений в детском обществе. Важную роль в развитии общения детей играет их участие в совместной деятельности, в которой создаются условия для проявления отзывчивости, внимания друг к другу и взаимопомощи. Таким образом, подвижные игры помогают дошкольникам развивать коммуникативные навыки, что проявляется в уверенности в себе, адекватной оценке своих возможностей воспитанниками, умении выстраивать отношения со сверстниками, реализовывать цели, делиться своими мыслями и переживаниями, без обиды воспринимать критику, умении преодолевать трудности.