Папки-передвижки

Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Леонова
Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновенных минут…

Я. Корчак

Ребенку скоро в школу, а писать пока никак не получается? Есть оригинальные и эффективные способы разработать пальчики будущего первоклашки для красивого письма.

Через год ребенку в школу. Это очень важный рубеж, меняющий всю вашу жизнь. Чтобы период адаптации к новым условиям прошел более гладко, начните подготовку ребенка к школе заранее.

Публикация «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Как правило, в первую очередь родители делают акцент на умении читать и считать. Это, бесспорно, важные навыки, которые пригодятся ему в школе. Но порой родители забывают о таком важном моменте, как развитие тонких движений рук ребенка, которое свидетельствует о готовности к обучению письму.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

На консультациях по приему детей в первый класс педагоги частенько сталкиваются с детьми, у которых слабо развиты мышцы пальцев рук. Такие ребята очень неохотно рисуют, раскрашивают, лепят, да и вообще все связанное с работой рук выходит у них неловко. Очень тесно с развитием моторики связано состояние зрительно-пространственной координации (соотношение движений глаз и руки).

Оцениваем моторное развитие:

Проверить состояние общей и тонкой моторики у ребенка родители могут и сами. Несложные тесты помогут вам понять, правильно ли идет развитие некоторых функций.

«Дорожка»

Попросите ребенка поставить ноги так, чтобы носок левой ноги примыкал к пятке правой. Руки вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты. Нужно постоять в таком положении 15 секунд. Если ребенок балансирует или сходит с места, это учитывается как минус.

«Дотронься до носа»

Закрыв глаза, надо коснуться указательным пальцем правой и левой рук кончика носа попеременно. При двух удачных попытках из трех (для каждой руки) задание считается выполненным.

«Мячики»

Предложите ребенку попрыгать как мячик. Важно, чтобы обе ноги одновременно отделялись от земли. В течение 5 секунд ребенок должен подпрыгнуть минимум 7 раз.

«Потягушки»

Попросите ребенка в течение 10 секунд постоять на цыпочках, вытянув руки вдоль туловища, плотно сжав ноги и сомкнув носки. Задание считается выполненным, если ребенок приземлился на пятки или сошел с первоначальной позиции.

«Собери спички в коробку»

Разложите справа и слева от спичечной коробки вертикально 10 спичек. По сигналу ребенок начинает укладывать спички в коробку большим и указательным пальцами обеих рук одновременно. Первыми пусть берет спички, лежащие ближе всего к коробке. За 20 секунд необходимо уложить не менее чем по 5 спичек.

«Пальчики спрятались»

Попросите ребенка загибать пальцы в кулак попеременно то на правой, то на левой руке.

«Пальчики здороваются»

Соедините поочередно пальцы одной руки с пальцами другой.

Оцените результаты по следующим критериям:

• высокий уровень – ребенок безошибочно выполняет все задания;

• средний уровень – выполнено не более пяти заданий из предложенных;

• низкий уровень – выполнил не более двух заданий, движения не четкие, плохая координация, наличие признаков утомляемости.

Тесты показали, что у ребенка не все в порядке с мелкой моторикой? Тогда надо заниматься. Это не значит, что ребенок целыми днями будет сидеть за столом и писать. Задания могут быть игровыми и очень интересными.

Тренировка для ребят

Готовить руку к письму можно, и не дожидаясь записи в школу. Пусть ребенок наливает воду из пипетки в стаканчик, ровно рвет газету, лепит из пластилина. С 3 лет можно учить правильно держать ручку и карандаш. При письме ручка удерживается тремя пальцами – большим слева, средним справа, указательным сверху. Остальные пальцы прижаты к кисти. Кончик ручки направлен в плечо правой руки, локти находятся на столе, не свисают. Тетрадь располагается под углом 45 градусов.

Упражнения с канцелярской резинкой

Возьмите канцелярскую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы ребенка. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Сначала одной рукой, потом другой, и на обеих сразу. Затем возьмите канцелярские кнопки и воткните их в доску или в пенопласт по контуру, например машинки (контур заранее нарисуйте). А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки. Пускай ребенок натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась?

Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)

На ровную поверхность положить ладонь, по очереди поднимать пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, затем одновременно обеих. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными «трудными звуками» : «СА-СА-СА-СА».

Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение «кулак-ладонь-ребро». Рука ребенка поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.

Упражнения с пшеном в стакане

Пусть ребенок «варит кашу», то есть указательным пальчиком мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?

Упражнения с гречкой и чечевицей

Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай ребенок вволю повозиться с этими крупами, набирает их в горсть, пропускает сквозь пальцы, перебирает в руках. Эти ощущения очень приятны, успокаивают и способствуют концентрации внимания у детей. Ну а теперь попросите разобрать крупу на две кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая, кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для формирования сосредоточенности, усидчивости, логического мышления (ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если ребенок устал, насыпьте разные виды круп в самую большую миску и закопайте в них много мелких игрушек. Пусть покопается и поищет. Главное – руки должны быть в крупе по запястья, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Упражнения на развитие выносливости

Покажите своему ребенку разные оригинальные штриховки. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами.

«Самолеты за облаками»

Упражнение для развития выносливости мышц руки, тренировки силы нажима. Вам потребуется бумага и мягкий карандаш. Нарисуйте несколько самолетов, а вокруг них облака. Одно облако интенсивно заштрихуйте, другое сделайте чуть светлее. Скажите ребенку, что за темным облаком самолета почти не видно, а за светлым видно хорошо. Попросите ребенка нарисовать темные и светлые облака к остальным самолетам. Покажите как регулировать силу нажима.

Штриховка

В трех геометрических фигурах ребенок должен выполнить штриховку: в квадрате – с сильным нажимом, в треугольнике – средним, в круге – слабым. Важно, чтобы степень штриховки четко соответствовала образцам.

Графический диктант

Взрослый диктует, а ребенок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Дальше продолжить узор до конца строки самостоятельно.

Упражнения на уточнение положения в пространстве

Дайте ребенку следующие задания:

«Закрась флажки»

В ряду нарисованных флажков крайний справа надо закрасить красным цветом, а второй слева – синим.

«Включи свет в окошках»

Нарисуйте домик с окошками. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т. д.

«Нарисуй картинку»

Предложите ребенку нарисовать дерево в центре листа. Справа от него – цветок, слева – куст, в правом верхнем углу – солнышко, в левом нижнем – собачку.

«Назови, что нарисовано»

Нарисуйте предметы «накладывая» одно изображение на другое. Попросите ребенка назвать, что он увидел.

Основное внимание должно быть обращено на формирование правильной позы при письме : детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Выполнение упражнений должно быть регулярным. Занятия должны быть только совместными. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Список литературы:

1. Журнал «Мой ребенок», август 2009г.

2. Мир детства. Дошкольник. Под ред. А. Г. Хрипковой. изд. «Педагогика» 1979г

3. Как преодолеть трудности в обучении детей. А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина изд. «Ось-89» Москва 2005г.

4. Формирование мелкой моторики рук. С. Е. Большакова, «Сфера» Москва 2010г.

Публикации по теме:

Пути решения задач нравственного воспитания в условиях современного общества Цель воспитания – это то, к чему оно стремится; будущее, на достижение которого оно направляются главные усилия. Любое воспитание – от мельчайших.

Эссе о моем призвании Все начинается с детства…Слова, ставшие привычными, полны глубокого смысла. Недаром Л. Н. Толстой писал: «Разве не тогда я приобретал все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2014 в 07:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД