Шинкаренко Наталья Михайловна
Консультация «Подготовка ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «ЦРР «Умка»
Тема: « Подготовка ребёнка к школе»
Подготовила : Шинкаренко Наталья Михайловна
г. Новый Уренгой
2020
Подготовка к школе является частью более общей задачи подготовки ребенка к жизни. Однако при этом важно понимать самоценость детства, необходимость его сохранения, обеспечения максимальной полноты в раскрытии возможностей этого возраста, учета его своеобразия и специфики.
Развитие личности ребенка тесно связано с его общим психическим развитием.
Публикация «Консультация „Подготовка ребёнка к школе“» размещена в разделах
Наиболее значимым объектом действительности для ребенка – дошкольника является взрослый, а особо значимым объектом окружающей ребенка социальной среды является сверстник. В отношениях со сверстниками складываются условия для развития многих качеств личности и сторон психики ребенка. Личность ребенка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретают нравственные и другие ценности. Одни и те же условия воздействия на разных детей могут породить у них многообразные формы поведения и привести к различным личностным проявлениям. Чтобы добиться одинаково хорошего результата, я стараюсь к каждому ребенку искать особый индивидуальный подход.
В старшем дошкольном возрасте дети уже знают достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни. Детям этого возраста легче даются правильные оценки его сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценить поступок другого, как несправедливый. Например: Миша несправедливо оценил поступок Димы, т. к. он не поделился поровну конструктором и ударил его. Но в том случае, когда Миша сам не поделился поровну, он объяснил свой поступок тем, что ему «хотелось это взять себе», если он сам толкнул, это потому, что «пошутил» или «поиграл». Свои неправильные поступки Миша не оценил как таковые и протестует, когда так классифицирует поступки его сверстники. Здесь, конечно же, обязательно нежен авторитет взрослого. Я провела беседу с Мишей о его поступке с целью, чтобы он понял свой промах и принял замечание.
Переживания, захватывающие ребенка и подталкивающие его на неправильные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенного и не дают возможности беспристрастно оценить себя.
Такие ситуации своего поведения мы анализируем с детьми, не оставляю не замеченными, помогаю оценить поступок через его сравнение с аналогичными поступками других детей. Только в том случае, если ребенок умеет сравнить себя с другими в аналогичных ситуациях, он сможет дать себе правильную самооценку.
Часто наблюдаю в своей группе, как дети способны хорошо чувствовать реакцию взрослого на тот или иной поступок, на его поведение в целом. С одним взрослым он приветлив и разумен, но с другим он может быть капризен и упрям, хорошо зная, что в одном случае с ним будут общаться, если он будет вести себя подобающим образом, а в другом – что его упрямство заставит взрослого капитулировать. Способность правильно ориентироваться в возможном отношении к нему дает возможность ребенку достаточно тонко ориентироваться в отношении к нему окружающих, имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного условия норм поведения.
В дошкольном возрасте ребенок имеет совесть, и я взываю к ней, когда малыш набедокурит: сломает игрушку, обидит сверстника и др. Он знает, что значит: должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Дети гордятся, когда я одобряю их поступки, например, защитил девочку, помог малышу. Также они гордятся своими положительными качествами (смелостью, справедливостью, готовностью поделиться с другими, которые они могут хорошо осознавать. Дети стыдятся не только замеченным взрослым поступков, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т. д., которые они сами оценивают, как недостойные. Все эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности.
Дошкольники хорошо знают о своей принадлежности к тому или иному полу. Они понимают, что это необходимо и стремятся утвердить себя как мальчик или девочка. Часто проводила с детьми беседы, читала стихи, произведения, проводила различные мероприятия, объясняла детям, что мальчик должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Знакомила мальчиков с мужскими профессиями, что такое мужская работа. Мальчики пытались самостоятельно что – то отпилить, что – забить. Очень гордились, когда эти старания были замечены и одобрены.
Девочек знакомила с тем, что они должны быть приветливы, добры, женственны, не дерутся, не плюются, не лазают по заборам. Заинтересовывала домашней работой, воспитывала желание помогать маме.
Поступки человека зависят от его пола. Дети, воспитанием которых занимаются дома, в детском саду, ведут себя со сверстниками и взрослыми как мальчики и как девочки, проявляя в общении соответствующие личностные качества.
Суждения ребенка о прошлом, настоящем и будущем дают ему возможность осознать себя в прошлом, настоящем и представить в будущем. Перспектива, которая открывается перед ребенком в жизни, становится его достоянием и определяет особенности развития его личности.
Будущее и его сознании светло и полно всевозможных перспектив. Конечно же он сам не сможет удержать в сознании, в сфере чувств свои установки на воображаемое будущее. Для этого нужен взрослый. Так, если ребенок любит рисовать и у него получаются хорошие работы, я всегда стараюсь поддержать его в этом увлечении. «Возможно, ты будешь замечательный художник, Никита! У тебя очень выразительно нарисован щенок. Просто чувствуешь, как он волнуется и рвётся на двор… Ты не бросай рисование. Здесь может быть твоё настоящее счастье». Или Илюша, проявляя сочувствие ко всем хромым, к тем, кому плохо физически или психически, решил: «Я буду врачом». Я тут же поддержала ребенка: «Возможно, ты найдешь себя в этой профессии.» Наконец, Борис, глядя влюбленными глазами на отца, заявляет: «Я буду, как папа, - строитель». Здесь тоже, естественно поддерживаю ребенка: «Замечательно! Ты будешь потомственный строитель». Важно, чтобы в сознании ребенка заняли место его детство со всеми проблемами, трудностями и радостями и его взрослое будущее. «Ты можешь найти себя», «Ты можешь найти свое счастье», «Ты можешь найти себя», «Ты можешь стать отец» - это не просто слова, это надежда, но это и указание. На то, что надо приложить усилия: трудиться, учиться, чтобы найти себя и своё счастье. Именно поддержка, выражение надежды на будущие возможности ребёнка придают ему силы и желание стать лучше.
Мы взрослые, много говорим ребенку о его обязанностях. Он рано узнаёт, что должен быть послушным, воспитанным хорошим ребёнком.
Развитый старший дошкольник знает нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Знание норм поведения само по себе ещё не обеспечивает нравственного развития личности.
Старшие дошкольники уже могут быть вежливыми, приветливыми и доброжелательными в своих проявлениях. В процессе воспитания ребенка, у него вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желание не быть плохим.
Дети могут быть вежливыми и при этом испытывать удовольствие от своего поведения. Вежливое поведение ребят имеет многозначные мотивы поведения. Так, например, в одном случае они действуют на публику, чтобы взрослые сказали: «Ах!». В другом случае вежливые формы поведения дети используют как ключ к решению своих ситуативных проблем, как «волшебное слово», которое открывает дверь ко многим радостям жизни. Старший дошкольник пока много не знает о себе самом, но он уже созрел для того, чтобы легко понять многое.
Огромное значение для развития личности ребёнка имеет мотивы установления взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Ребёнку необходимо хорошее отношение со стороны окружающих. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми организует поведение ребёнка : он начинает считаться с их мнениями и оценками, старается выполнять устанавливаемые им правила поведения.
Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормальному поведению, к тому. Чтобы взрослые подтвердили его достоинства. Не правильное поведение взрослых по отношению к ребёнку – пренебрежение, невнимание – провоцирует детские капризы. Часто каприз у ребёнка выступает, как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослым. Капризными, как правило, бывают или чрезмерно избалованные своими родителями дети, на которых мало обращают внимания. Из своего многолетнего опыта работы я часто наблюдаю, как многие родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным представлением ребёнку материальных удовольствий. Ребёнок быстро усваивает : стоит захотеть, настоять – и желание будет выполнено. Такими путями ребёнок может удовлетворять стремление к самоутверждению.
Во взаимоотношениях со сверстниками стремление к самоутверждению находит своё выражение в игровых и реальных отношениях. В игре ребёнок стремится к главной или интересной роли. И если Тарас считает, что может успешно претендовать, то ведё т себя открыто: «Я буду главным». В группе часто слышны разговоры, когда дети свои достижения сравнивают друг с другом. Для них важно: «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т. п. И особенно, когда в группе есть «самый – самый», то другие хотят взять реванш – они вступают в борьбу с целью взять верх над победителем. Соревновательный мотив даёт ребёнку острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач он расстраивается до слёз, для компенсации неуспеха хвастает чем – либо или бъёт успешного; в случае успеха ликует и снова хвастает.
Нравственные мотивы, стремления вести себя по правилам, принятым людьми, определяет развитие личности ребёнка шестилетнего возраста.
Ребёнок – существо эмоциональное: чувства господствует над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску. Когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребёнок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработки у него положительных качеств, доброжелательного отношения к нему другим людям.
Игра также влияет на развитие личности ребёнка. Она заключает в себя правила, которые организуют эмоции и волю ребёнка, упражняют его ум и развивают его, как личность.
Ребёнок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.
Итак, к концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознаёт свою положительную принадлежность. Он знает, в какой стране живёт, каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и других странах. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место среди людей занимает (он – дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он находит себе место в пространстве и во времени. Он уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непрекословным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношение к самому себе («Я хорош», но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «я должен», над мотивом «Я хочу».
За шесть лет жизни каждый ребёнок набрал присущий только ему индивидуальный опыт. У каждого своё представление о мире, свои особенные жизненные навыки, свой особый способ общения с другими людьми. Каждый ребёнок уже имеет индивидуальные личностные черты, мотивы и жизненную позицию. Всё, что представлено в личности каждого малыша – исключительно. Каждый – индивидуальность.
Развивать, сохранять личностные особенности каждого – значит подарить будущему прекрасных и неординарных людей.
Литература
1. «Готовность к школе» - под ред. Дубровиной
2. «Скоро в школу» - С. К. Нартова – Бочавер. Е. А. Мухортова.
3. «Подготовка детей к школе в д/саду» - под ред. Ф. А. Сохина и Т. В. Турунтаевой.
4. «Готовим детей к школе» - Р. С. Буре
5. «Педагогические знания родителям» - Л. Ф. Островская.
6. «Подготовка ребёнка к школе» - Б. С. Волков, Н. В. Волкова.
7. «Подготовка детей к школе» - АПО, 1993г.
8. «В школу – с игрой» - О. С. Газман, Н. Е. Харитонова.