Наталия Овчарова
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Как подготовить ребенка к школе?
Подготовку ребенка к школе нередко понимают как накопление им определенных знаний и потому стараются обучать его чтению, письму, счету - побольше дать ему «умных» сведений.
Но не только это определяет успех учебы. Главное – подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько «образованного» ребенка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. Ребенок должен быть усидчивым, внимательным, умеющим проявлять усилия воли, терпение, настойчивость, обладать трудолюбием.
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
«Терпенье и труд все перетрут», - говорит народная мудрость. И она права – если человек трудолюбив, способен проявлять упорство, терпение, то он легче преодолевает трудности. А процесс обучения всегда предполагает трудности. К сожалению, родители понимают это тогда, когда ребенок на пороге школы.
Пока ребенок не стал школьником, взрослые терпимо относятся к тому, что он не обладает усидчивостью. «Такой уж он родился – весь в отца (или мать)». Правильно, ребенок может унаследовать от родителей тип нервной системы, темперамент. Однако умение проявлять усидчивость, терпение не даются ребенку в наследство, они формируются воспитанием.
Говоря об усидчивости, имеется в виду не только ограничение двигательной активности. Усидчивость означает умение ребенка размышлять, быть сосредоточенным во время выполнения задания. Формирование всех этих ценных качеств личности, очень важны не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.
Первые шаги к развитию терпения и усидчивости ребенок делает, когда на ваше стремление помочь заявляет: «я сам!» И от того как взрослые воспримут это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств.
В трудовой, посильной для ребенка деятельности формируются ценные для будущего ученика волевые качества. Ребенок получает представление о труде, как деле, связанном с применением усилий.
Учение же в школе – это очень ответственный для ребенка труд, требующий от него постоянных усилий. Дети, которым своевременное привили трудолюбие, учатся с нежеланием.
Имеет ли ваш ребенок свои маленькие обязанности по дому? Поручаете ли вы ему такие доступные дела, как уборка своей постели, содержание в чистоте обуви, поддержание порядка в игрушках, вещах, книгах?
Привлекаете ли вы его к посильному участию в труде взрослых – накрыть на стол, вытереть пыль.
Обязанности по дому, если они закреплены за ребенком, являются постоянными и обязательными, помогают ему на практике усвоить одно из жизненно важных правил: «Кончил дело, гуляй смело».
Прочно усвоенное в детстве, оно в дальнейшем поможет в организации учебного труда.
Трудолюбивый ребенок всегда более усидчив и организован. Важно следить за тем, чтобы малыш был целесообразно деятельным, не тратил свою энергию на возню, не проводил свое время в ничегонеделании.
Праздность – сестра лени.
Нельзя забывать о том, что даже прилежные дети могут быть неусидчивыми, если нет соответствующих условий для занятий, например, если ребенка что-либо отвлекает : он сел заниматься, а взрослые в это время смотрят телевизор, громко разговаривают. Трудно усидеть за серьезным делом, если ждет товарищ и мысли устремлены к предстоящим играм во дворе.
Плодотворность занятия зависит от настроя ребенка к предстоящему делу, от того как он подготовил свое рабочее место и насколько четко представляет задание.
Также отношение ребенка к выполнению задания зависит и от окружающей обстановки. Есть ли у него свое рабочее место, соответствует ли стол и стул росту ребенка, готовы ли учебные принадлежности.
Следует объяснить ребенку, что любая деятельность – игра, труд, занятие – требуют от него чтобы он заранее прикинул, что ему необходимо для работы. Подскажите как лучше разместить материалы, книги, тетради. Проследите, чтобы он не начинал дело, пока не убедится, что все под рукой. Это подтягивает ребенка, создает уважение к предстоящему делу.
Мера помощи и контроля при выполнении ребенком задания зависит от его способностей и индивидуальных особенностях.
В особом подходе всегда нуждаются дети, которые с трудом делают дела, требующие усидчивости. Это дети, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Для них характерны подвижность, непоседливость, гиперактивность. Они вездесущи, как «солнечные зайчики». На занятии такие дети плохо себя ведут, они быстро все схватывают, но зато знания у них не глубокие и бессистемные.
У таких детей особенно важно тренировать сдержанность, например, переключать от подвижных, шумных игр на спокойные, следить чтобы были постоянно чем-то заняты.
Вызвать интерес к спокойным играм или занятиям вовсе не означает усадить ребенка вопреки его желанию за книги или дать в руки карандаши и приказать «Рисуй». Это может лишь вызвать негативную реакцию. Чтобы заинтересовать спокойным занятием, можно поиграть с ним новой игрушкой, рассказав и показав, как ею пользоваться, предложить поиграть в настольную игру.
Уметь ждать, отказываться от желаемого – надо учить этому ребенка. «Я хочу», но сейчас сию минуту это невозможно, приходится подождать, считаясь с обстоятельствами, с указаниями старших.
Дети, которые способны к самоограничению своих порывов, желаний, с большей ответственностью относятся к своим обязанностям.
Вместе с ростом ребенка возрастает и его возможность к проявлению волевых усилий, сдержанности, без которых он не сможет быть усидчивым. Формируются же волевые качества путем исполнения каждодневных дел. Жизнь ребенка в семье должна быть наполнена не только интересным, но и обязательным, требующим умения добиваться, преодолевать, уступать.
Ведь усидчивость всегда предполагает способность заставить себя подчиниться требованиям старших, отказавшись от того, что тебе хочется.
От интересного к обязательному – так следует строить путь развития у ребенка умения руководить собой. «Не хочу, но сделаю ради того, чтобы достичь желаемого» - вот мотив, который заставляет его проявить усидчивость. По мере взросления ребенка мотив качественно совершенствуется: «Это не интересно, но обязательно», «это трудно, но выполнимо, если очень постараться».
Преодоление трудностей приносит ребенку чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит и любовь к учебному труду, стремление хорошо учиться.