Анна Ткачева
Консультация «Подготовка ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Переход из старшего дошкольного возраста в младший школьный – важный момент в жизни ребенка. При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству. Мы видим важность в том, чтобы добиться от каждого ребенка активности, любознательности, чтобы он не был пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, а развивался в процессе деятельности, не только организуемой педагогом, но и в свободной самостоятельной деятельности.
Публикация «Консультация „Подготовка ребенка к школе“» размещена в разделах
Под психологической готовностью ребенка к школе понимается прежде всего уровень его интеллектуального развития, наличие устойчивых мотивов учения. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным объемом знаний, который определен программой детского сада.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности.
Детям в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным и умным. Хочется, чтобы учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Не всегда это получается. Сформированные моральные качества ребенка, помогут ему войти в новый школьный коллектив. Это умение устанавливать межличностные отношения с педагогом, умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы, навыки адекватной оценки собственных возможностей и совместной коллективной деятельности. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не интересен им, чувствует себя отвергнутым. Задача взрослых помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
В ДОУ проводятся индивидуальные беседы педагога-психолога и
воспитателей с родителями и их детьми.
Безусловно, родителям будущих первоклассников нужно ознакомиться со школой, в которую будет ходить ребенок, с учителем. Ребенок должен быть настроен психологически. Школа – это не только красивый новый портфель и пенал, школа – это много интересных новых знаний и открытий. Очень важно развивать, еще до того как ребенок идет в школу, мотивацию «хочу все знать» - это очень важно для адаптации.
Ребенка ждет смена режима дня. Лучше заранее постепенно переводить его на другой режим, мнут на 15-30 раньше ложиться спать. Очень важно правильно организовать смену работы и отдыха первоклассника. Уроки нужно делать полчаса. Сначала, когда ребенок пришел из школы, пусть пообедает, поиграет, отдохнет, а потом только садится за уроки. Очень важно, чтобы у ребенка было свое рабочее место, чтобы организовал он его сам, как ему больше нравится. Как и выполнение домашних заданий, так и подготовка своего рабочего места важный момент входа во взрослую жизнь.
Если ребенок не привык сидеть на месте, помочь стать ему более усидчивым может игра. Предложите, к примеру, найти различия в похожих картинках, перечислить предметы на столе, слепить что-то из пластилина. Даже такая игра, как прятки, вполне подходит для выработки усидчивости.
Не стоит описывать будущему первокласснику школу, как некое идеальное место, где всегда очень весело. Столкнувшись с реальностью, ребенок может испытать разочарование. Объясните ему, что некоторые задания иногда кажутся неинтересными, но их все равно нужно выполнять, чтобы стать умным и взрослым.
Когда ребенок идет в школу, он очень хочет делать все на отлично. Он желает, чтобы его хвалил учитель, чтобы радовались его родители. Понятно, что любое новое дело не получается сразу. И если в этот момент родители говорят: «Мы в тебя верили, а ты не оправдал наши ожидания», то это прямой путь в детские неврозы. И если у сына или дочки что-то не получается ни в коем случае не ругайте его. Родителям очень важно оценивать не самого ребенка, а то, что он сделал, то есть: «Ты молодец, но вот здесь лучше, если ты будешь делать не вот так, а вот так». То есть сначала похвалите ребенка за старание и достигнутые успехи, а затем предложите вместе исправить ошибки.
Ну и конечно, объясните, что хорошие оценки – не самое главное в школе. Гораздо важнее приобретать новые знания и получать удовольствие от учебы.
Для успешной адаптации дошкольников к школе, для формирования навыков установления межличностных отношений, уверенного поведения, успешной совместной деятельности педагогом- психологом ДОУ проводятся специальные занятия.
Цель этих занятий:
• формирование у детей позитивной Я-концепции, снижение уровня тревожности;
• создание коллектива через формирование групповой сплоченности;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• работа с негативным эмоциональным состоянием;
• выработка норм и правил жизни группы;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений.
Занятия включены в программу учебного плана, продолжительность 25-30 минут, один раз в неделю.
Методы и техники используемые на занятии:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; знакомство и т. д.) Обсуждение их.
2. Рисуночная арт-терапия. Предметно-тематические задания «Моя семья, «Карикатура», «Моя группа», «Рисуем себя» и т. д.
3. Этюды и игры для снятия психоэмоционального напряжения: «Зеркало», «Насос и мяч», «Штангисты», «Доброе животное», «Конкурс хвастунов», «Плывем в облаках» и т. д.
4. Моделирование образцов поведения. Разыгрывание различных ситуаций в результате которых, ребенок приобретает жизненный опыт. Эти упражнения способствуют формированию у ребенка уверенности в собственных силах, снимают тревожность и расширяют поведенческий репертуар.
5. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, физкультминутки.
6. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой. Смысловая и эмоциональная оценка содержания занятия.