Людмила Власова
Подготовка педагога к игровой деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Публикация «Подготовка педагога к игровой деятельность» размещена в разделах
Как известно ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому перед нами стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Само понятие деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
В свою же очередь деятельностный подход можно определить как:
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Деятельностный подход к организации игровой деятельности – это организация и управление педагогом игровой деятельности.
Основные этапы технологии.
1 Введение в игровую ситуацию.
1. Создание психологической направленности на игровую деятельность.
2. Проверка готовности к занятию.
3. Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.
4. Повторение правил взаимодействия.
2. Мотивационная игра:
1. Актуализация прошлого опыта;
2. Представление реквизита, используемого в игре;
3. Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми;
4. Самоопределение и коррекция;
5. Распределение ролей;
6. Игровое действие;
7. Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.
3. Затруднение в игровой ситуации :
1. Появление в деятельности ребнка затруднения и его фиксация в речи: 2. Выявление причин затруднения.
3. Фиксация детских вопросов.
4. Формулирование темы занятия или главного вопроса.
5. Целеполагание на основе детских вопросов
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации :
1. Предметное действие, анализ видеофрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.
2. Следование одному из трх направлений
3. Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения. 4. Коррекция педагогом детской речи и появление нового варианта действия. 5. Возвращение в игровую ситуацию и доигрывание с учтом новых обстоятельств без затруднения.
5. Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях :
1. Работа с пособием;
2. Нахождение места “нового” в системе представлений ребнка. 3. Возможное применение “нового” в повседневной жизни.
4. Самопроверка и коррекция.
6. Повторение и развивающие задания.
Проведение дидактических игр, не связанных с темой занятия, направленных на тренировку задатков к мыслительной деятельности.
7. Итог занятия.
1. Фиксация движения по содержанию;
2. Выяснение практического применения нового содержательного шага;
3. Эмоциональная оценка занятия;
4. Рефлексия групповой деятельности;
5. Рефлексия собственной деятельности.
Основные этапы :
1 Введение в игровую ситуацию. (1-2 мин.)
Для того чтобы переключить ребнка с одного вида деятельности на другой и настроить его на занятие, педагог выбирает прим, соответствующий ситуации и особенностям данной группы детей. Это может быть приветствие, стихотворение, произнеснное хором, упражнение на концентрацию внимания и многое другое.
Так же необходимо проверить наличие пособий. Чтобы настроить ребнка на работу в определнном информационном пространстве следует ввести содержательные рамки занятия и представить их в процессе диалога.
. Коммуникативная деятельность - Ребята, вспомните, в какую игру мы играли на прошлом занятии? (Мы в игре старались быть приветливыми.) - А сегодня поиграем ещ? (Конечно, поиграем) - Сегодня поиграем в знакомство. Хотите узнать об этом что-то новое? (Очень интересно) - А умеем ли мы с вами знакомиться? (Конечно, мы знаем, как это делать.)
2. Мотивационная игра (3-5-мин.)
Для того, чтобы можно было более успешно организовать игровую деятельность детей нужно актуализировать первичный опыт детей по данной теме.
- Прежде, чем начать игру, давайте вспомним, ребята, как мы знакомились? ( Мы это делали так: 1. Здороваемся 4. Рассказываем о себе: кто мы, и откуда 2. Называем сво имя 5. Просим рассказать собеседника о себе.) 3 Спрашиваем имя собеседника * Такие алгоритмы изображаются в виде схем. Дети выбирают нужный плакат и работают с ним.
Реквизиты так же необходимы в игре. Ребенок получая его, предполагает как он будет его использовать. Далее педагог объявляет правила игры. Для успешной деятельности ребнка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения. Необходимое условие для самоопределения ребнка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем чткости и краткости при объяснений правил игры. Во время игры воспитатель исправляет ошибки, если ребенок ошибается, но и дает возможность детям сделать первые шаги по овладению самопроверкой.
3. Затруднение в игровой ситуации (2-3-мин)
В последней части мотивационной игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей. Ребята фиксируют наличие затруднения и невозможность соблюдения правил. Игра останавливается. Следующим шагом является поиск причины затруднения. Выстраивается логическая цепочка, которая подводит ребнка к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог - метод, соответствующий в данном случае возрастным особенностям воспитанников.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации (5-7 мин.)
Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности детей помогает им самостоятельно найти выход из затрудненной ситуации
5. Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях (2-3 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание.
6. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
7. Итог занятия.
В конце игры у детей проводится рефлексия и эмоциональная оценка, задаются вопросы.
Данная технология создаё т:
- положительную мотивацию к учебной деятельности;
эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях
игровой ситуации;
тренирует:
-способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию,
самооценке,
--способность к согласованию в общении;
-способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности;
-задатки к мыслительной деятельности;
Такой метод руководства игрой в группах дошкольного возраста будет включать в себя такие компоненты как:
• планомерное обогащение жизненного опыта детей;
• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений; Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть, которые показывают ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. (Культурно-исторический подход к развитию ребенка). Поняв способ построения игры, ребенок начинает делать это самостоятельно
• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Задача современного ДОУ в рамках деятельностного подхода в организации игровой деятельности - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование деятельностного подхода в организации игровой деятельности позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ. Но вместе с тем не стоит забывать о золотых правилах деятельностного подхода :
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
• Учи анализировать каждый этап работы
• Критикуя, стимулируй активность ребенка!
Будь не над, а рядом
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши