МААМ-картинки

Подготовка к школе: учимся, играя

Елена Творогова
Подготовка к школе: учимся, играя

Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. Учебная деятельность требует определенного багажа знаний об окружающем мире, знания элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями,уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Не менее важны навыки зрительно-двигательной координации, развитая мелкая моторика рук.

Но, прежде чем начать разговор о современных формах и методах подготовки малышей к школьному обучению, стоит упомянуть об основных особенностях психического развития старшего дошкольного возраста.

Публикация «Подготовка к школе: учимся, играя» размещена в разделах

Именно в этом возрасте происходит совершенствование психофизиологических функций и возникновение сложных личностных новообразований. В развитии восприятия особую роль начинает играть переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам- общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства, повышается дифференцированность восприятия. Наступает переломный момент в развитии внимания. Это связано с тем, что дети в этом возрасте впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах, то есть возникает произвольное внимание. Но, несмотря на достаточно существенные возможности произвольного внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода все-таки остается непроизвольное внимание. Даже в 5-6 лет детям еще трудно сосредоточиться на чем-то одном. Их внимание может быть более устойчивым лишь в ходе интересной игровой ситуации. Похожие возрастные особенности отмечаются и в процессе развития памяти. Память у старших дошкольников имеет непроизвольный характер. Малыш лучше воспринимает наиболее яркие впечатления и интересные для него ситуации действительности. Следовательно, объем фиксируемого материала в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка к данному предмету или явлению.

Формированию готовности к школе способствуют практически все развивающие компьютерные игры. Для дошкольников, т. к. они совершенствуют их зрительно-моторную координацию6,активизирует «знаковую функцию сознания», о которой говорилось ранее.

Если сравнить уровень интеллектуального развития и готовности к школе ребенка, который не занимался на компьютере и ребёнка, с которым проводились такие занятия в течение двух лет, окажется, что, обладая практически одним интеллектуальным уровнем, достаточно высоким для их возраста, в то же время уровень готовности к обучению второго ребенка будет существенно выше, чем у первого

Для того чтобы шире представить возможности компьютерных игровых программ, приведём некоторые примеры того, как они стимулируют психическое развитие дошкольников. Существуют игры на формирование у детей сенсорных эталонов, о чём говорится в работах Л. А. Венгера. Эти эталоны обеспечивают развитие важнейших психических качеств. Компьютерные игры (типа «Раскраски») дают возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, а также ясно демонстрируют ошибки ребёнка и позволяют ему самому найти их и исправить, что бывает трудно сделать в других играх. «Оживление» правильно собранной фигуры, яркие цвета и музыка стимулируют поиск правильного ответа, делают занятие интересным.

По мнению многих специалистов, практическая работа и всей руки ребёнка за компьютером открывает большие возможности для качественной подготовки малыша к овладению письмом. Письмо – это сложный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности, способности к произвольной регуляции движений, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Большинство шести- и семилетних ребят испытывают трудности при овладении навыком письма. Задача взрослых состоит в том, чтобы у дошкольников постепенно развились механизмы, необходимые для осуществления письма, были условия для накопления практического опыта, особенно графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Прежде всего, это различные виды изобразительной деятельности. С этой целью можно использовать специальные развивающие программы на раскрашивание, рисование мультфильмов и др. Помимо прочего, с помощью компьютерных программ дошкольник может познакомиться с элементарными математическими представлениями, овладеть простейшими счётными операциями. Наглядная форма помогает ясно представить любое арифметическое действие, что помогает малышу понять суть стоящего за этим математического содержания. Для детей с 5-летнего возраста подходят обучающие игры «Алик. Занимательная математика», «Алик. Скоро в школу», «Баба-Яга учится считать» и др. Успешное выполнение задания потребует от малыша терпеливости, наблюдательности, хорошей памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание.

Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые компьютерные игры несут в себе много интересного умного и забавного. Компьютерные программы развивают у ребёнка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию; учат классифицировать и обобщать

Аналитически мыслить в нестандартной ситуации, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Но нельзя забывать о том, что всё хорошо в меру. Обязательно помните о том, что ребенок младше 5 лет не должен проводить за компьютером больше 25 минут вдень; семилетним детям можно заниматься не дольше 40-60 минут в день. В 5-6 лет у ребенка формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Глаза малыша уже готовы к зрительной нагрузке, но резкое её нарастание опасно. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы малыша за компьютером, а через каждые 20 минут отвлекаться от экрана и делать несколько несложных упражнений для глаз, например» Поиграем с мишкой».

В помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха. На них болезненно реагируют многие люди, особенно дети. Поэтому, необходимо чаще проветривать комнату (а аквариум или другие ёмкости с водой увеличат влажность воздуха) ; до и после работы следует протирать экран компьютера слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно. Ему открыт доступ в мир современных технологий. На этом пути неизбежно встретятся трудности Но, если относиться к ним спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настойчивость, то всё удастся преодолеть.

Публикации по теме:

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников.Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития.

Скоро в школу Проблемой многих современных первоклассников является то, что на них с младенчества обрушивается огромный поток информации — от родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к школе: учимся, играя
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 15:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД