Елена Дьяченко
Подготовка дошкольников к народным праздникам
▼ Скачать + Заказать документы
Праздники - радостные события в жизни малышей. Сочетая различные виды искусства, они влияют на чувства и сознание детей. Важным материалом, основой для развития речи во всех её аспектах, является приобщение детей к русской народной культуре через организацию народных праздников.
Публикация «Подготовка дошкольников к народным праздникам» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Праздники — особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники и развлечения несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Большое значение для формирования общей культуры ребёнка имеет подготовка к празднику : малыш получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их, постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.
Подготовка и проведение праздников способствует нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Готовясь к празднику, дети с помощью воспитателей на группе разучивают народные песни, стихи, танцы, игры. Воспитатели рассказывают малышам об истории праздника, традициях и обрядах, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В доме ребёнка мы знакомим детей со следующими праздниками русского народа : Рождество, Масленица, Пасха.
Один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников - Рождество. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника : воспитатели рассказывают детям о Рождестве, традициях, знакомят с художественной литературой на тему Рождества, заучивают стихотворения, песенки, играют в рождественские игры, водят хороводы, изготавливают открытки, незатейливые елочные игрушки.
К Рождеству уместно дарить небольшие подарочки. Можно сделать их самостоятельно. Например, ангелочки, ёлочные игрушки, конфетки, печенье.
Пасха - самый светлый и добрый православный праздник, считалась «праздником праздников». Его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Для малышей – это праздник, наполненный народной музыкой и песнями, танцами и хороводами. Готовясь к Пасхе, дети с удовольствием принимают участие в изготовлении пасхальных яиц, открыток, цветов для украшения куличей и Пасхи.
Одним из самых крупных праздников была Масленица - проводы Зимы и встреча Весны. Это был один из самых любимых праздников в народе, о чем говорят поговорки: «Не житье, а Масленица», «Как коту Масленица». При подготовке к празднику мы используем такие формы работы как: беседы, рассматривание иллюстраций, разучивание подвижных игр, стихов, песен и закличек. Проводим хороводные игры. Ведь хоровод ассоциируется с солнцем и блинами — главными символами Масленицы. В ходе продуктивной деятельности вместе с детьми делаем блинчики, баранки.
На масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу «Масленицу», которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла-символ зимы, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне. Ежегодно мы с детьми участвуем в городском конкурсе «Сударыня – Масленица», изготавливая большую обрядовую куклу Масленицу. Малыши принимают посильное участие. Вместе с ними мы собираем природный материал, делаем простые элементы и атрибуты. Неоднократно наша группа становилась призёром городских конкурсов.
Существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она «Домашняя Масленица». Присутствие в доме домашней куклы Масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на год, а затем на празднике сжигалась или пускалась по воде. Масленица символизирует достаток в семье и является мощным оберегом жилища. Куклу помещали перед входом в дом или в красном углу избы. Многие и сейчас верят в ее чудодейственную силу.
Такую куколку мы изготавливали в сотворчестве с детьми, затем использовали в игровых образовательных ситуациях. Также в преддверии праздника с нашими малышами мы делали куколок «Масленица» из цветной бумаги, рисовали.
На мастер-классе для детей и их родителей в технике аппликация мы делали куклу «Веснянку». Сувенир из бумаги стал замечательным подарком и украшением интерьера для весенних праздников. Румяные, весёлые, нарядные куколки вызывают улыбку и дарят праздничное настроение. И дети, и взрослые
получили заряд позитивных эмоций от совместного творчества.
С целью знакомства детей с традициями проведения народного праздника «Масленица» с детьми нашей группы мы реализовали проект «С Масленицей весну встречаем».
Педагогические задачи проекта:
1. Дать детям представление о празднике «Масленица» (изготовление чучела Масленицы, проводы зимы, встреча весны, игры, выпечка блинов).
2. Вовлечь детей в совместную творческую деятельность по созданию куклы «Масленицы»
3. Создать праздничную атмосферу, вызвать у детей желание участвовать в играх, плясках.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей посредством знакомства с народным праздником «Масленица».
5. Развивать у детей коммуникативные навыки в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, в процессе подготовки к народным праздникам, дети знакомятся с обычаями, обрядами, песнями, закличками, играми, хороводами, костюмами, бытом русского народа. В процессе подготовки к фольклорным праздникам решаются разные задачи: познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов:
• расширять знания детей о сезонных явлениях осени, зимы, весны, лета, о праздниках и днях старинного русского народного календаря, связи их с трудовой и обрядовой деятельностью народа;
• формировать интерес к познанию народной культуры;
• воспитывать уважение к духовному богатству и мудрости русского народа.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что праздник – это кульминация всей подготовительной работы. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Праздники не просто вносят радость. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно - исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность – в памяти остается незабываемое впечатление радости, волнения, ожидания чуда…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
2. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С. 16-20.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду : конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.