Елена Томилина
Поддержка детской инициативы в физическом развитии детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация - практикум
«Поддержка детской инициативы в физическом развитии детей дошкольного возраста в ДОУ».
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Томилина Е. А.
СЛАЙД 2.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.
СЛАЙД 3.
Публикация «Поддержка детской инициативы в физическом развитии детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
Таким образом, ФГОС решает задачи: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирования ценностей (ЗОЖ) здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств. Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
СЛАЙД 4.
Давайте рассмотрим 2 понятия: 1 и 2. В чём отличие?
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
СЛАЙД 5.
Что нужно для развития детской инициативы?
1. Давать простые, посильные задания (снимать Страх -"не справлюсь").
2. Давать интересные задания.
3. Поддерживать инициативу.
СЛАЙД 6.
Какими способами можно поддержать детскую инициативу?
1. Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;
2. Выбор ребенком сотоварищей;
3. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
4. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не показывать и объяснять всё сразу, а необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.
СЛАЙД 7.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок. Например: «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка:
Например: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка.
Например: «Ты очень
творческий ребенок, у тебя все получится!»
Например:
1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и на занятии.
(выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики; и др.)
2. Игра - отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной его потребности в движениях и проявлении инициативы в организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры: (можно усложнить, введение новых ролей;
СЛАЙД 8.
Для поддержки детской инициативы необходимо :
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
СЛАЙД 9.
Самостоятельность ребенка — это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
СЛАЙД 10.
Развитие детской самостоятельности осуществляется через:
1. Поручения детям-дежурным.
В младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования.
Старшие дошкольники расставляют инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти.
В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование.
СЛАЙД 11.
2. Во время выполнения ОРУ и ОВД.
Во время ОРУ можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить.
Ещё ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть).
Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно.
Основной части занятия можно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Например:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одной ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.
3. На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.
СЛАЙД 12
Карточки-схемы
ПРАКТИКУМ
Вызываем 4 человека.
Инструкция:
- Сейчас мы с вами отправимся в лес! Как вы думаете, кто нам из лесных зверей там может встретиться? (лиса, заяц, волк, медведь, барсук). Достаю карточку, показываю….
- Это кто? Лиса…. А давайте все превратимся в лису?
Таня, у тебя какая лиса? Лиса, хитрая, быстрая (хитрая, рыжая, быстрая).
- А какое настроение бывает у лисички? (веселое, грустное….).
Покажи Таня свою лису. Дети изображают лису, передавая в движении ее характер…. И так обыгрываем каждую карточку.
ВЫВОД: Использовать такие схемы-карточки можно при проведении игр малой подвижности на занятии по физической культуре.
Для старших групп можно использовать карточки-схемы непосредственно при проведении основных видов движений на занятии по физической культуре.
Вызываем 6 человек.
Инструкция: Ребята, выберите себе пару. Каждая пара позже получит свою карточку схему (показываю). Вам нужно будет выбрать, кто из вас будет выполнять какое-либо упражнение указанное на карточке. Количество упражнений, выполненное вами указано в верхнем углу карточки. Затем, когда вы закончите упражнения, можно карточкой обменяться с другом. А потом и парой.
Комментарий: каждый ребенок выбирает себе партнера по игре, проявляя тем самым инициативу. А также договаривается со своим другом, о том какие упражнения он будет выполнять, и какие ему нужны для этого атрибуты.
Используют карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.
СЛАЙД 13
Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий.
Старшим детям можно предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, придумать игру самим;
- спросить, какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;
- напомнить, что нужно совершенствовать, например, прыжки в длину, и дети сами называют игры, где используется это движение.
СЛАЙД 14
Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.