Получи документы

Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности

ольга егорова
Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность.

В своей практике пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.

Публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности» размещена в разделах

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.

Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то

деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива – это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).

А по мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. В основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном

пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности.

Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности

дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный

компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности,

источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.

В современной практике выделяют несколько этапов освоения проектной деятельности.

Первый этап-средний дошкольный возраст.

Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.

Активная роль принадлежит взрослому.

Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей к их интересам, помогает достаточно легко определить проблему» заказываемую детьми» Таким образом ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно становиться заказчиком проекта, а осуществление происходит на подражательном уровне.

Проектной деятельностью может быть даже подготовка к утреннику если к его подготовке привлечь детей. Дети не всегда хотят играть выбранных нами

персонажей, но это не устраивает нас взрослых. Но, коллеги, сегодня это

необходимое условие – учитывать интересы и инициативы детей. И так, превращаем подготовку к утреннику в творческий проект. Как это сделать?

Выбираем песни для утренника. В преддверии праздника слушать и наполнять слуховую память различными песнями,стихами которые будут создавать настроение. Потом можно будет организовать обсуждение, – какие песни больше всего понравились. Дети сами предложат понравившиеся варианты песен. Таким образом, выбор будет представлен даже малышам.

Выбираем стихи вместе. Если ребенку нравится стихотворение, то и его

заучивание пройдёт легко, и он реализует своё право на проявление

самостоятельности. Выбираем игры. Незадолго до праздника нужно знакомить детей с разнообразными играми и играть в них везде: в группе, на прогулке и даже дома с родителями. И когда в «детском игровом арсенале» детей много знакомых игр они сами предложат те игры, в которые они хотят сыграть на утреннике. Выбираем роль и костюм. Часто ли мы задаем детям вопрос «Кем ты хочешь быть на празднике?» и в соответствии с его желаниями подбираем роль, костюм? А ведь праздники мы организуем именно для детей, а не для взрослых. Но для рождения идеи нужна «почва». Ее и создают взрослые. Книги, сказки, картинки, мультфильмы…

Можно провести целую неделю или месяц когда будут читаться любимые сказки, обсуждаться, рисоваться, разыгрываться по ролям. Все это поможет определиться детям с выбором (нужно чтобы инициатива исходила от детей).

Попытаемся написать сценарий. Старшие дети могут предпринять попытку

придумать несколько сюжетов для праздника. Идеи подарков, предложить варианты привлечения родителей к подготовке.

Творческая подготовка поможет сделать праздник ещё более значимым.

Совершенно очевидно, что подобная деятельность по подготовке к празднику – это настоящий творческий проект, в котором дети черпают новые знания, проявляют инициативу и пытаются сделать собственный самостоятельный выбор. И очень важно, чтобы мы взрослые предоставляли детям такую возможность – быть участниками и инициаторами своего развития.

На старший дошкольный возраст приходится 2 этапа.

Второй этап

Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует идеи,но и подключается к реализации идей детей.

Третий этап

Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого-развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

(алгоритм на слайд)

Все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая гипотезы сами запускают проекты.

Успешно организовать проектную деятельность помогает грамотное комплексно-тематическое планирование (принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Где серия занятий объединена основной темой. Например, тематическая неделя «Зимушка-зима» подтолкнула нас к созданию одноименного проекта. Дети с интересом рисовали на снегу, изготавливали ледяные лакомства.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у

ребенка чувство гордости за полученный результат.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно, нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами. Не так часто, как хотелось бы, но родители выступают в роли со организаторов, соучастников проектов.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности
Опубликовано: 26 октября 2020 в 10:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ольга егорова (УИ 300709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД