Елена Шепелева
Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье - важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка. На современном этапе развития общества, эта проблема очень актуальна. Поддержание и сохранение психологического здоровья является одной из важнейших задач таких социальных институтов, как семья и образовательное учреждение. Тема поддержания и сохранения здоровья ребенка, в том числе и психологического, освещена в «Законе об образовании в РФ», ФГТ и в структуре основной общеобразовательной программы любого дошкольного учреждения.
Публикация «Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника» размещена в разделах
В дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психологического здоровья. На этом этапе очень важно сформировать у детей знания о здоровом образе жизни, о необходимости систематически заниматься спортом.
В детском возрасте, основным показателем сформированности психологического здоровья является течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение, уровень развития навыков коммуникации, высокая мотивация.
Здоровье, в психологическом плане делится на :
• Интеллектуальное – проявление незаурядных умственных способностей, высокой мотивацией к социально важной для этого возраста деятельности;
• Социально-нравственное – открытость, способность к сопереживанию, коммуникабельность;
• Эмоциональное – бесконфликтность, способность к проявлению чувств.
Научные данные доказывают, что для поддержания психологического здоровья детей необходима уравновешенность положительных и отрицательных эмоций, что обеспечивает поддержку душевного равновесия. Существует несколько факторов, объективных и субъективных, ухудшения психологического здоровья детей :
1. Дефицит внимания, получаемого ребенком от родителей. На это существует несколько причин – и загруженность родителей на работе, и конфликтная обстановка в семье.
2. Переизбыток информации, получаемой ребенком. Современные дети в большом количестве смотрят, играют в компьютерные игры. Зачастую, ребенок может ассоциировать себя с главным героем. Отсюда и возникают фобии, страхи, низкая самооценка, которые вполне могут привести к невротизации.
3. Чрезмерная гиперопека. Многие родители стремятся отгородить своих детей от любых проблем и трудностей, таким образом воспитывают их вербальным методом, а не наглядным.
4. Конфликтная атмосфера в семье, частые ссоры, ругань и т. п. Опасность заключается в том, что часто дети берут за основу эту модель поведения. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно привязаны к родителям, особенно к матери, они остро нуждаются в заботе, любви, уважении, признании. По-этому, ссоры родителей воспринимаются ребенком как ситуация опасности, тревожное явление. Также дети склонны во всех семейных ссорах между родителями винить себя, т. к. пока еще не может понять истинных причин конфликта и считают, что это именно они ведут себя не так, как хотят родители, не оправдывают родительских надежд. Таким образом, частые конфликты между родителями вызывают у детей чувство беспокойства, низкую самооценку, неуверенность в себе и могут стать как и причиной психологического неблагополучия, так и причиной психосоматических проблем, таких, как тик, заикание и др.
5. Проблемы и нарушения у ребенка в перинатальный период (асфиксия, плохое здоровье матери).
Субъективные причины часто поддаются коррекции, это:
1. Характер детско-родительских отношений;
2. Нормы и ценности, воспитывающих ребенка взрослых.
Обязанность родителей и педагогов в поддержании и сохранении психологического здоровья ребенка заключается в создании единой системы развивающей и реабилитирующей сред:
- создание всех условий для полноценного развития ребенка;
- учет индивидуально-личностных особенностей ребенка;
- восстановление параметров нормального детства;
- ориентация на социокультурные нормы;
- здравоохранение и здравосохранение.