Гуренко Александра
Подборка упражнений, направленных на нивелирование проявлений СДВГ у детей старшего дошкольного возраста
Подборка упражнений, направленных на нивелирование проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста / сост. А. Ю. Гуренко. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.
Руководитель: Устьянцева И. Ю., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Публикация «Подборка упражнений, направленных на нивелирование проявлений СДВГ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Подборка упражнений как средство нивелирования проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, включает в себя упражнения, которые направлены на детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивностью. Данный комплекс может быть использован студентами-практикантами, воспитателями ДОУ и родителями.
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021
Содержание
Пояснительная записка…. 53
1 БЛОК. Упражнения на развитие навыков концентрации внимания и произвольности движений старших дошкольников …. …56
2 БЛОК. Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности старших дошкольников…. …59
3 БЛОК. Упражнения на развитие усидчивости старших дошкольников…. 62
4 БЛОК. Упражнения на развитие выдержки - контроля импульсивности старших дошкольников…. ….63
5 БЛОК. Упражнения на снятие эмоционального напряжения старших дошкольников….65
Список литературы…67
Пояснительная записка
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в дальнейшем в школе. Помимо таких трудностей, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания и гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов – педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребёнка, первое описание которой появилось около 100 лет назад. Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.
Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью».
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей дошкольного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.
Необходимо отметить, что дети старшего дошкольного возраста отмечаются своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неспособностью сосредоточиться на чем то одном. Они вызывают большое беспокойство не только у родителей, но и у работников дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на научных конференциях и семинарах, отмечают увеличение числа детей, для которых характерны чрезмерная подвижность.
Сталкиваясь с ними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают недостаток терпения, порой не зная, как вести себя с детьми, которые постоянно кричат. Не выслушав вопроса, они дают ответ, который первый им приходит в голову, а также не могут сосредоточиться при выполнении задания. Отмечается, что такие дети обычно становятся инициаторами ссор и драк, потому что из-за своей неспокойности они регулярно задевают и толкают окружающих их детей, теряют свои вещи, игрушки. Ввиду своей чрезмерной импульсивности они не всегда могут конструктивно решить возникшую проблему.
Поэтому вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов воспитательно-образовательного воздействия и регулирования проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного обучения и воспитания остро встают перед психолого-педагогической наукой и практикой. Проблема может быть разрешена при условии ранней диагностики и своевременной помощи с данной категории детей.
Цель подборки: отобрать и систематизировать упражнения, направленные на нивелирование проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста по блокам.
Подборка упражнений, направленных на нивелирование проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, включает в себя упражнения, на развитие навыков концентрации внимания и произвольности движений старших дошкольников, упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности старших дошкольников, упражнения на развитие усидчивости старших дошкольников, упражнения на развитие выдержки - контроля импульсивности старших дошкольников, упражнения на снятие эмоционального напряжения старших дошкольников. Блоки упражнений определены с учётом задач нивелирования проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
Данные упражнения могут быть использованы воспитателями ДОО, студентами, родителями.
1 БЛОК. Упражнения на развитие навыков концентрации внимания и произвольности движений
1. Найди отличие (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т. п., передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
2. Гвалт (Е. В. Коротаева)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику – по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
3. Три движения
Цель: развитие концентрации внимания.
Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.
4. Слушай хлопки (М. И. Чистякова)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
5. «Да» и «Нет» не говори.
Цель: развивать произвольное внимание, тренирует беглость мышления
Вариант 1. Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)
Вариант 2. Игра начинается со стиха:
«Что хотите, то берите,
Да и нет — не говорите,
Черного и белого не называйте,
О красном — не вспоминайте!
Вы поедете на бал?.»
6. Мяч в круге.
Цель: развивать умение распределять внимание.
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
7. Магазин зеркал.
Цель: развивать наблюдательность.
Дети делятся па две команды: «зеркала» и «обезьянки». Обезьянки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы зеркала должны точно отразить их движения п выражения лиц. Затем дети- зеркала становятся в ряд, каждая обезьянка выбирает зеркало, подбегает к нему, кривляется, дурачится. Зеркало в точности копирует движения обезьянки. Взрослый следит за ходом игры и, если нужно, помогает детям.
2 БЛОК. Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности
1. Буратино.
Цель: развитие навыков двигательного контроля.
И. п. : стоя. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге.
2. Пчелка
Цель: развитие навыков двигательного контроля.
И. п. : стоя. Все участники "превращаются" в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу "Ночь" - пчелки садятся и замирают. "День" - снова летают и громко жужжат.
3. Передай мяч
Цель: снятие двигательного напряжения.
И. п. : стоя. Один участник встает перед всеми и бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч ребенок бросает его другому. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого ребенка.
4. Все наоборот.
Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения.
И. п. : стоя. Дети выбирают водящего (произносят считалочку). Водящий демонстрирует разные движения, остальные должны выполнять их наоборот.
5. Послушай тишину
Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения.
Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Костер.
Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения.
Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды учителя:
• "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;
• "руки замерзли" - протянуть руки к костру;
• "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;
• "искры полетели" - похлопать в ладоши;
• "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.
7. Клубочек.
Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения.
Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
8. Волшебный ковер.
Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения.
(Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время.) Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам. Упражнение занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки. Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена.
3 БЛОК. Упражнения на развитие усидчивости
1. Скамья запасных.
Цель: развитие усидчивости
Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.
2. Восковая скульптура.
Цель: развитие усидчивости
До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".
3. Живая картина.
Цель: развитие усидчивости
Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.
4. Автомобиль.
Цель: развитие усидчивости
Дети выступают в роли деталей автомобиля ("колеса", "дверцы", "багажника", "капота" и т. п., из которых водящий собирает автомобиль.
5. Море волнуется. (Замри – отомри).
Цель: развитие усидчивости
Дети по сигналу ведущего движутся с определёнными словами. Например: Море волнуется – раз.
Море волнуется – два.
Море волнуется – три.
Морская фигура – замри.
4 БЛОК. Упражнения на развитие выдержки - контроля импульсивности
1. Подскажи молча
Цель: развитие выдержки
Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся команда.
2. Продолжи ритм
Цель: развитие выдержки
Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.
3. Скалолазы
Цель: развитие выдержки
Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
4. Личный подвиг.
Цель: развитие выдержки
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.
5. Черепаха
Цель: развитие выдержки
У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался по-следним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.
5 БЛОК. Упражнения на снятие эмоционального напряжения
1. Рубка дров.
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин.
2. Танцы-противоположности.
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Разбиться на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров исполнять грустный танец, другому - веселый. Через минуту поменяться ролями.
3. Крик в пустыне.
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
4. Каратист
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физ-культурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами;
Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее.».
5. Шалуны.
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.
6. Игры с песком просто необходимы для гиперактивных детей, они успокаивают ребенка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
7. Археология. Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
Список литературы
1. Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М., Хотылева Т. Ю. Скоро школа. Пособие по подготовке детей к школе. М., 2017.
2. Брязунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М. : Издательство института психотерапии, 2018. Брязгунов И. П., Знаменская Е. И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. 2017. №4. – С. 18 - 27.
3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2017.
4. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М., 2018.
5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. : Издательство «Питер», 2017.
6. Белкин А. С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М. : 2017.
7. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М. : Медпрактика, 2018.
8. Власенко Н. Э., 300 подвижных игр. – М. : «Айрис - пресс», 2018. – 233 с.
9. Камаровская Е. А. Игровое развитие ребенка с рождения до лет. – М. : Издательский дом «Питер», 2018.
10. Платонова Т. Ф. Подвижные игры детей дошкольного возраста / учебное пособие по теории и методике физического воспитания и развития ребенка. - Мичуринск, МГПИ, 2018. – 115 с.