Получи документы

Конспекты организованных занятий и стихийно возникших ситуаций режимного момента

Елена Гребенникова
Конспекты организованных занятий и стихийно возникших ситуаций режимного момента
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДО: ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Модернизация процесса образования при этом осуществляется посредством развития и освоения технологий формирования способностей детей.

Коммуникативно-мыслительные способности - техника различения.

Публикация «Конспекты организованных занятий и стихийно возникших ситуаций режимного момента» размещена в разделах

В нашей повседневной жизни мы буквально на каждом шагу сталкиваемся с различениями, и сами употребляем их в речи. Различения - это оппозиционные членения нашей речи: «добрый – злой», «молодой – старый», «твёрдый - мягкий», «мир - война». Важно, чтобы ребёнок не просто осваивал готовые различения, существующие в культуре, а с самого раннего возраста научился порождать новые различения в ситуации, когда это необходимо. Умение порождать новое различение в ситуации непонимания, спора или коммуникативного конфликта, которое является средством разрешения данной ситуации, называется способностью различения.

Этапы развития способности различения.

Этап 1. Коммуникативный конфликт.

На первом этапе педагогу необходимо сценировать ситуацию таким образом, чтобы по поводу одного предмета у детей появились различные, взаимоисключающие точки зрения.

Этап 2. Занятие разных позиций.

После того, как дети заняли разные позиции в споре, можно переходить ко второму этапу. На втором этапе спорящим необходимо показать, что вторая (противоположенная) точка зрения тоже имеет право на существование. Для этого лучше даже пространственно разделить спорящие стороны, попросив всех детей выбрать и примкнуть к одной или другой точке зрения. После того, как дети высказали своё мнение и обосновали его, необходимо попросить их перейти на противоположенную сторону, занять противоположенную позицию, попытаться представить ситуацию, когда другая точка зрения тоже может быть правильной. Завершением второго этапа должно стать понимание детьми того, что обе точки зрения возможны и, в то же время, в обеих есть неточности.

Этап 3. Фиксация различных точек зрения.

Третий этап заключается в том, что педагог вместе с детьми наглядно фиксирует две взаимоисключающие точки зрения одновременно. Важно помочь увидеть, что обе точки зрения истины, но противоположны. Как такое может быть?

Этап 4. Выход к новому различению и разрешение противоречий.

На этом этапе и происходит выход к новому различению. И это новое знание разрешает исходную ситуацию противоречия. Для этого нужно увидеть предмет с новой для ребёнка стороны, что предполагает выход в рефлексивную метапозицию.

Пятый этап необходим для того, чтобы понять, чем новое различение отличается от старого уже имеющегося знания, и как эти два знания соотносятся между собой.

Предлагаю, в качестве примера несколько организованных занятий и стихийно возникшую ситуацию обычного режимного момента.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗЛИЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

1. Сценирование затруднения, проблемной ситуации.

На доске - предметные картинки: ложка и петух. Две куклы (мальчик и девочка) рисуют слоговые схемы слов-названий одних и тех же предметов. Мальчик рисует прямоугольники из двух частей, девочка рисует прямоугольники из трёх частей. Куклы спорят: слова, обозначающие предметы, состоят из двух слогов (мальчик, слова, обозначающие предметы, состоят из трёх слогов (девочка).

2. Ситуация различных позиций.

Прошу детей разделиться на тех, кто согласен с куклой-мальчиком и тех, кто согласен с куклой-девочкой.

3. Фиксация ситуации противоречия.

Вместе с детьми рисуем две различные схемы под одной из картинок (к картинке «петух» - схема из двух частей и схема из трёх частей).

4. Выход к новому различению.

Как такое может быть? Организую выход к новому различению. Дети пробуют выйти из сложившейся ситуации, предлагая свои варианты. Если сами не находят ответа, помогаю: «Может быть, девочка назвала петуха как-то по-другому?» (пе-ту-шок)

5. Отличие нового знания от старого.

ЛОЖ-КА – ЛО-ЖЕЧ-КА ПЕ-ТУХ – ПЕ-ТУ-ШОК

Ребёнок «охватывает» саму форму работы, обеспечивающую выход из противоречия.

Можно задать детям вопросы:

1. Из-за чего поспорили куклы?

2. Что делать, если двое спорят?

(Почему собеседник так говорит? Может он видит ситуацию или предмет спора с другой стороны)

3. Что надо сделать, чтобы понять другого? (выслушать)

4. Что думали куклы и что они поняли теперь?

В конце занятия хорошо провести любую речевую игру на словообразование.

В кругу с мячом: «Поиграем! Я скажу любое слово, а тот, кому брошу мяч, попробует то же самое слово сказать ласково. Например: стул - стульчик, лента – ленточка, книжка - книжечка, катушка - катушечка, улитка - улиточка» и др. В конце игрового упражнения можно вместе с детьми измерить несколько пар слов по протяжённости и прохлопать меняющийся слоговой состав.

Примечание: дети старшей группы знакомы с составлением слоговых схем, так как на занятиях по подготовке к обучению грамоте используется методический комплект : Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская «Спецкурс: обучение дошкольников грамоте», РАО, Ассоциация «Профессионального образования», Москва, 1994 г.

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗЛИЧЕНИЯ ПРИ РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

Материал : две игрушки - еж ПУФ и ёж ПАФ, яблоко, бумага, карандаши.

1. Сценирование конфликтной ситуации.

Воспитатель с помощью игрушек разыгрывает следующую сценку.

Два ежа рассматривают яблоко.

Паф: - Пуф, посмотри, какое сладкое яблоко!

Пуф: - Это не сладкое яблоко, а кислое!

Паф: - Нет, сладкое!

Пуф: - А я говорю, кислое! Если бы оно было красное, тогда оно было бы сладкое. А оно зелёное, значит, оно кислое!

Паф: - А разве зелёное яблоко не может быть сладким?

Пуф: - Нет, не может. Раз оно зелёное, значит кислое!

Паф: - Если бы оно было кислое, оно было бы маленькое. А это яблоко большое, значит, оно сладкое.

Ежата громко спорят, пыхтят, наскакивают друг на друга.

Пуф: - Если бы оно было сладкое, его давно бы уже кто-нибудь съел. А раз его никто не съел, значит, оно кислое и противное.

Пуф фырчит и показывает, какое яблоко противное.

Паф: - Нет, яблоко сладкое, просто его ещё никто не нашёл.

Пуф: - Нет, кислое!

Паф: - Нет, сладкое!

2. Ситуация различных позиций.

Обращаюсь к детям с вопросом, что происходит с ежатами (спорят, ссорятся, ругаются, хорошо это или плохо? После оценки поведения ежат, прошу разделиться на тех, кто согласен с Пуфом и тех, кто согласен с Пафом.

3. Фиксация ситуации противоречия.

Предлагаю детям дать ежатам яблоки: зелёное (предмет спора) и красное (не спелое).

4. Выход к новому различению.

Дети вместе с ёжиками пробуют кусочки яблок и убеждаются в том, что вкусовые качества не зависят от цвета яблока и от его величины. Организация выхода к новому различению: вкус яблока зависит от степени его зрелости.

5. Отличие нового знания от старого: яблоко может красным или зелёным, большим или маленьким. Сладким может быть только спелое яблоко.

Вопросы к детям:

- Ребята, вы рады, что помогли ежатам прекратить спор?

- Если спор не прекратить, что может произойти?

- А ежата рады, что всё так благополучно закончилось?

- Теперь мы знаем, что сначала нужно правильно во всём разобраться.

Примечание: после беседы можно предложить детям нарисовать яблоко, из-за которого у ежат вышел спор.

СИТУАЦИЯ В ГРУППЕ, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РАЗЛИЧЕНИЯ:

«ЧЬЯ ЭТО КОФТА?»

1. Неожиданная конфликтная ситуация в раздевалке группы.

Дети одеваются на прогулку. Вдруг заплакала Настя. Спрашиваю: «Настя, что произошло?» Девочка показывает на Еву: «Это - моя кофта!» Ева спокойно одевает белую кофту с большим розовым цветком: «Нет, это моя кофта!» Настя продолжает плакать: «Это моя кофта! Мне мама купила!»

2. Ситуация различных позиций.

В спор вступают дети. Милена: «Я видела, это Настина кофта. Она утром в ней пришла». Мальчики, которые одеваются рядом со шкафчиком Евы: «Нет, это Евина кофта. Она уже вчера в ней приходила».

Удивляюсь, спрашиваю: «Как же помочь девочкам? Как узнать, чья это кофта?»

Дети: - Надо подождать, когда придут родители.

- Маме позвонить.

- Посмотреть, может быть там написано?

(Родители придут не скоро. Мама работает и, возможно, не сможет подойти к телефону. Кофта не подписана).

Используя ситуацию, обращаюсь к детям: Чем похожи и чем отличаются две наши девочки?

Дети называют различия: волосы, глаза, голос. И вдруг Володя замечает: - Они разного роста.

3. Беру лист бумаги и моделирую ситуацию : рисую силуэты двух девочек разного роста и кофту, по размеру подходящую только одной из них.

4. Выход к новому различению.

Дети быстро догадываются, что кофту надо померить. Дети сами объясняют, что кофта подходит только той девочке, которая выше. Затем настоящую кофту, из-за которой вышел спор, одевает Настя. Белая кофта ей явно велика. Ева с удовольствием забирает свою кофту, которая точно садится на фигуру. Взрослый помогает детям понять значение слова «размер» и объясняет, что иногда это помогает узнать кому принадлежит вещь (если только люди не носят одежду одинакового размера).

5. Рефлексия, отличие нового знания от старого.

Вопросы к детям:

- Из-за чего сегодня расстроилась Настя?

- Что мы сделали, чтобы ей помочь?

- Что думала Настя сначала?

- Настя, что ты думаешь про красивую кофту сейчас?

- Как мы узнали, чья это кофта?

- Чем может различаться одежда одинаковой расцветки?

- Что вам понравилось в сегодняшней ситуации? Что не понравилось, может быть расстроило? и т. д.

Примечание: на следующий день обе девочки приходят в одинаковых кофтах. После тихого часа вместе с детьми сравниваю кофты по размеру и дети с удовольствием находят «хозяек» одежды.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. ФГОС ДО.

2. «Педагогические мастерские: развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста» под ред. Амяги Н. В. и Быковой Н. В., М., 2007.

3. Материалы семинара «Федеральные стандарты в действии»

(«Филёвский образовательный центр» Школа 2101., 2015 г.)

Публикации по теме:

Конспект режимного момента по подготовке детей к прогулке (старшая группа) План конспект по подготовке детей 5-6 лет в старшей группе к прогулке Тема: «Идём на прогулку» Возраст: 5-6 лет Цель: Закрепление у детей.

Конспект режимного момента «Формирование гигиенических навыков» в подготовительной группе Конспект режимного момента. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек». Конспект режимного момента «Формирование гигиенических навыков» в старшей группе Конспект режимного момента «Формирование гигиенических навыков» в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (старший.

Конспект режимного момента «Гимнастика после сна» Старшая группа Конспект режимного момента «Гимнастика после сна» Старшая группа Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детей, обеспечить постепенное.

Конспект режимного момента «Подготовка к обеду» средней группы Конспект режимного момента «Подготовка к обеду» средней группы №9. «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое.

Конспект режимного момента «Умывание каждый день» в средней группе Задачи: 1. Продолжать закреплять навыки детей умывания, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.

Конспект режимного момента во второй группе раннего развития на тему: «Водичка — водичка» Конспект режимного момента во второй группе раннего развития на тему: «Водичка-водичка» Цель: закреплять навыки детей в умывании, в.

Конспект режимного момента в средней группе «Умывание каждый лень» Конспект режимного момента «Умывание каждый день» МБДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Тамбов Воспитатель Попова Наталия Конспект режимного.

Конспект режимного момента «Завтрак» для детей старшей группы План конспект завтрака для детей 5-6 лет в старшей группе Тема: «Завтрак в старшей группе» Возраст: 5-6 лет Цель: Закрепление культурно.

Конспекты занятий с дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Конспект занятия по изобразительной деятельности «Собачкины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты организованных занятий и стихийно возникших ситуаций режимного момента
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 15:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты организованных занятий и стихийно возникших ситуаций режимного момента» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гребенникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД