Ольга Золотарева
Методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса у детей 6–7 лет к миру насекомых
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов ДОУ, направленные на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет к миру насекомых.
В целях развития познавательного интереса детей 6-7 лет к миру насекомых педагогу необходимо показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе, познакомить с их разнообразием, развивать интерес к жизни насекомых, дети должны узнавать о том, какую пользу или вред они приносят, развивать познавательную активность в процессе наблюдения за насекомыми. При организации образовательной деятельности необходимо использовать современные педагогические технологии (технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология применения ИКТ, технология игровой деятельности, др., активные формы и методы организации познавательного процесса.
Публикация «Методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса у детей 6–7 лет к миру насекомых» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Можно предложить следующие рекомендации по развитию познавательного интереса к миру насекомых :
1. Развитие познавательного интереса детей к миру насекомых возможно, если эта работа проводится систематически во время режимных моментов, непосредственно на занятиях не только по окружающему миру, по и по развитию речи, по математике, рисованию, ручному труду, физическому развитию, на прогулках, экскурсиях в природу, а также работа продолжается дома, с привлечением родителей этих детей.
Поскольку установлено, что все познается ребенком 6-7 лет в деятельности, то педагогу необходимо создать условия и спланировать познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования, долгосрочные наблюдения-эксперименты; темы краткосрочных и долгосрочных проектов.
Например, целесообразно организовать цикл наблюдений за каким-либо насекомым :
Наблюдение 1. «Какая божья коровка и где ее можно найти?»
Наблюдение 2. «Как ползает и летает жучок?»
Наблюдение 3. «Что ест божья коровка?»
По результатам наблюдения провести беседу с детьми, ответить на их познавательные вопросы.
2. Для привлечения интереса детей к миру насекомых педагог может использовать загадки, чтение рассказов о насекомых, а также интересные факты, сведения о насекомых, которые вызовут любопытство, заставят задавать познавательные вопросы. Это позволит педагогу обратить внимание детей на новые, необычные черты насекомых, нацеливать на самостоятельный поиск ответов в художественной литературе, энциклопедиях, учить размышлять, высказывать догадки, предположения.
3. На участке ДОУ можно создать экологическую тропу для наблюдения за природой, в том числе за миром насекомых. Возникает возможность познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых (божья коровка, майский жук, бабочка, муравей, пчела, кузнечик, паук, т. п., способствовать получению элементарных представлений об особенностях жизни, обитания и питания представителя мира насекомых посредством элементарной исследовательской практики. Находясь на экологической тропе, дети расширяют свой кругозор, развивают умение наблюдать за насекомыми, видеть причинно-следственные связи, делать выводы. В разные времена года можно проводить на тропе наблюдения, экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины о мире насекомых.
4. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста строится на использовании игрового занимательного материала о мире насекомых, так как он является хорошим средством развития у детей познавательного интереса к предмету, логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Например, можно использовать следующие дидактические упражнения и игры:
• Дидактическая игра «Собери цветок»
Цели: развить логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые».
Педагог говорит детям, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.
Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку — серединку цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к понятию насекомые.
• Дидактическое упражнение на внимание «Найди ошибки художника»
Цели: развить внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Педагог показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.
• Игра «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»
Цель: развить точность движений руки, воображение. Оборудование: карточка, на которой слева нарисована гусеница, справа — точечное изображение бабочки.
• Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»
Цель: закрепить знания о стадиях развития бабочки; развить связную речь. Оборудование: картинка с изображением гусеницы, куколки, бабочки.
Игровой занимательный материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Это комплексное воздействие преследует глобальную цель – формирование познавательного интереса к миру насекомых посредством игрового занимательного материала.
5. Обязательными общими условиями формирования познавательного интереса как структурного компонента общей способности к учению следует считать формирование у ребенка мотивации достижения успеха и выражение веры в его силы и возможности. Поэтому при изучении мира насекомых с детьми 6-7 лет нужно организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
Таким образом, систематическая работа по расширению и углублению познаний детей 6-7 лет о мире насекомых, использование действенных методов (наблюдение, опыт, проектирование, использование игрового занимательного материала позволит педагогу сформировать устойчивый познавательный интерес, который объединит в себе все три необходимых компонента - интеллектуальный, эмоциональный и волевой, и будет характеризоваться направленностью на мир насекомых, действенностью, широтой, глубиной и устойчивостью.