Юлия
Подбор игр на грамматический строй речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Младшая группа
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение называть правильно предметы одежды, их отдельные части, основные свойства.
Оборудование: кукла, платье, кофта, куртка, штаны, шорты.
Ход:
Воспитатель - к нам в детский сад пришла Маша. Маша, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
Дети - платье.
Воспитатель - какое платье?
Дети - красное, красивое и т. п.
Воспитатель - кладем платье на стол. А это что?
Дети - кофта.
Воспитатель - какая кофта?
Аналогичным образом воспитатель достает штаны, рубашку и др.
Публикация «Подбор игр на грамматический строй речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитатель - теперь Маша с вами хочет поиграть. Она спрятала все вещи в мешочек. Маша опустит руку в мешочек, возьмет вещь и расскажет вам про нее, а вы должны догадаться, что у Маши в руке. Слушайте внимательно. Оно короткое, красивое. Что это?
Дети - платье
Воспитатель - Они длинные, черные. Что это?
Дети - штаны
Воспитатель - Она теплая, вязанная. Что это?
Дети - кофта
Воспитатель - Она большая, красная. Что это?
Дети - куртка
Воспитатель - Теперь найдите и положите в мешочек вещи. Что осталось?
Дети - шорты
Воспитатель - Это все — одежда. Спасибо, Маша, что пришла к нам. До свидания.
«Один - много»
Цель: формировать умение образовывать категорию множественного числа.
Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.
Ход: В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.
Шапка - шапки (много чего) - шапок
Кофта - кофты - много кофт
Юбка - юбки - много юбок
Футболка - футболки - много футболок
Шуба - шубы - много шуб
«Назови ласково»
Цель: побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.
- У мамы платье, а у Тани…платьице
- У мамы кофта, а у Тани…кофточка
- У мамы куртка, а у Тани …курточка
- У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.
«Чьи вещи?»
Цель: Побуждать детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.
Оборудование: Картинки: халат, мама, шорты, мальчик, рубашка, папа, куртка, дедушка, платок, бабушка, платье, девочка.
Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?». Педагог дает образец ответа, например: «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно: «Шорты мальчика», «Платье девочки», «Куртка дедушки», «Рубашка папы», «Платок бабушки» и т. д.
«Я - ты»
Цель: Формировать умение детей спрягать глаголы.
Оборудование: Картинки с одеждой
Ход: Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Одежды». Педагог убирает ширму, и дети подходят к столу, на котором картинки с одеждой. Педагог говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся одежду. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил штаны». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил штаны» и т. д.
Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.
Средняя группа
"Спорщики"
Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова определения.
Ход:
Выкладываем картинки овощей и фруктов.
Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга: «Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.
Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,
Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,
Я морковь овальная, а я помидор круглый.
Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».
" В гостях у зайца"
Цель: учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 2. относительные имена прилагательные от имен существительных.
Ход:
На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка - зайчик.
Педагог: «Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок.»
Дети отдают подарок со словами: "Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку. " (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик).
Педагог говорит от имени зайчика: "Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля.
Суп какой? (картофельный)
Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный).
Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).
Выжму сок из апельсина. Сок какой? (апельсиновый).
Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый)."
Педагог: "Ребята, чем вас угощал зайчик? " (дети повторяют блюда и благодарят зайчика).
"Кто где спрятался?"
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом».
Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Ребенку предлагают спрятать игрушку в какое- то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.
«У кого – кто»
Цель: употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.
Методические указания. Игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родители» и «дети» называются по-разному.
Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик, второй — в единственном и множественном числе.
У гуся - гусёнок. А это - гусята.
У собаки —. (щенок). А это? (Щенята.)
У свиньи —. (поросёнок). А это? (Поросята.)
«Что в магазине?»
Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.
Методические указания. Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.
Ответь на вопрос.
У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.
У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)
У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)
У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)
У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)
У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)
У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)
У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)
Старшая гру
ппа[/b]
«Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые,удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная….
Шуба (какая) - меховая, теплая…
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
«Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
«Где начало рассказа!»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Ход:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Подготовительная группа
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р. п. ; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т. д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т. к. слова «лисик» не существует».
«Образуй»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.
Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.
Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
«Назови родственные слова к слову ДОМ»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное слово к слову «дом». Если затрудняется, мяч бросает обратно педагогу и т. д.
Например: А где живет человек? (В доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.