Папки-передвижки

Почему важно научить детей соблюдать режим дня (1 фото)

Екатерина Шапочанская
Почему важно научить детей соблюдать режим дня

Почему важно научить детей соблюдать режим дня

Способность придерживаться планов, не позволять импульсам отвлекать и отклонять нас от намеченного распорядка называется самоконтролем. За его формирование отвечает определенная область мозга, которой нужно немало времени и условий, чтобы созреть и начать в полном объеме выполнять свою функцию. «Время», «дедлайн» и вытекающие отсюда понятия «ответственность» и «планирование» — это не детские категории.

Нейробиологи утверждают, что мозг ребенка окончательно готов планировать, ставить задачи и цели, оценивать риски и последствия только после 17 лет, когда позади остаются подростковая импульсивность и эмоциональность (тоже, кстати, совершенно естественные для растущего мозга). Это не означает, что все воспитательные старания пройдут зря и делать ничего не нужно.

С малых лет формировать режим дня

Детям, особенно до 6-7 лет, очень важны режим и ритуальность. Чем понятнее и четче расписан день, тем комфортнее ребенку. Последовательность утренних и вечерних дел, ежедневные рутинные мелочи нужно собрать в распорядок дня. Он будет хорошей опорой для ребенка, гарантировать его спокойствие, эмоциональную безопасность и ясность будущего. Для малышей такой распорядок можно нарисовать или воспользоваться специальными наклейками. Со старшими детьми можно его написать или творчески подойти к процессу, оформив в яркий постер.

Преимущество использования такого распорядка еще и в том, что вы перестаете быть назойливым родителем, без конца напоминающим, например, почистить зубы или прибрать в комнате перед сном. Вам нужно предложить свериться со списком, а не напрямую указать на невыполненное дело. Это тонкая, но важная разница.

Быть последовательными

Режим не должен меняться каждый день. В идеале составить один на рабочие дни, другой — на выходные, и стараться им следовать.

Конечно, не нужно превращать жизнь в одержимую гонку за исполнением распорядка, важно оставлять место для спонтанности. Не доводить себя и детей до невроза, если что-то пошло не по расписанию. Распорядок дня — это комфортная опора, а не гнетущие рамки.

Создать систему подкреплений

Мы, взрослые, под тяжестью усталости или стресса часто очень эмоционально сокрушаемся, почему дети не убирают в комнате или не складывают вещи на место, устраивая вселенский хаос. Мы взываем к ответственности и сознательности, просим задуматься о будущем и о том, как «вот в таких вот мелочах» и формируется характер. А незрелый мозг ребенка меж тем живет здесь и сейчас, и у него нет пока взаимосвязи между разбросанными носками или игрушками с «ужасной картиной» собственной взрослой жизни.

На помощь нам, родителям, приходит система подкреплений — отрицательных и положительных.

На самом деле, устраивая скандал на почве беспорядка, мы прибегаем к отрицательному подкреплению: ребенок, скорее всего, уберет в комнате, но не потому, что осознает, что чистота — это хорошо и важно, а потому, что увидит, как вы сердиты и расстроены. Действенный способ, но сомнительный.

Гораздо лучше обсудить с детьми систему этих подкреплений. Регулярная уборка заслуживает поощрения. Договоритесь, какого. Вы не должны покупать «услуги» своего ребенка, но вполне можете, например, сводить его в кино в выходные за ежедневно чистую комнату в течение всей недели.

Хорошая новость в том, что регулярно повторенное действие со временем перерастет в привычку, и вам больше не придется прибегать к положительному подкреплению.

Отрицательное подкрепление тоже работает, если вы заранее договоритесь с ребенком о том, какие ограничения (не наказания) его ждут за невыполнение договоренностей.

Не забывайте про положительные подкрепления в моменте — добрые слова похвалы, поддержки и благодарности.

Разделить зону ответственности и не нарушать ее

Если вы договорились с ребенком о пустой посудомойке по утрам, а она все еще с посудой, то пусть эта посуда ждет своего часа до вечера, когда ребенок вернется из школы. Если вы сделаете это за него, то это становится уже вашей ответственностью. Нам часто быстрее и удобнее сделать работу за детей. Но это снимает с них ответственность. Безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы иногда помочь друг другу. Но, выполняя работу за ребенка, мы освобождаем его от договоренностей и обесцениваем его помощь.

Помнить, что на первом месте всегда отношения

Поведение может быть плохим и хорошим. Режим дня может нарушаться, а список дел спонтанно меняться. Но ребенок будет развиваться и естественным образом учиться планировать, дружить со временем и дедлайнами, только если отношения будут крепкими. «Развитие начинается из точки покоя» — говорит основное правило теории привязанности Гордона Ньюфелда. Поведение вторично, первичны отношения. Позитивный настрой в семье и уверенные отношения с родителями позволяют ребенку быть более спокойным, а значит, внимательным и способным к самоконтролю.

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятиях по ПДД «Надо знать и соблюдать»Фотоотчет о мероприятиях по ПДД «Надо знать и соблюдать» В нашем дошкольном образовательном учреждении с 26 по 30 октября прошла очередная неделя по безопасности детского дорожного травматизма.

Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц»Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц» Любознательность - отличительная особенность детей дошкольного возраста. Недавно, рассматривая и читая детскую энциклопедию. детей заинтересовал.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Почему важно мыть руки мылом» ко Дню чистых рукКонспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Почему важно мыть руки мылом» ко Дню чистых рук Цель: развивать у детей мотивацию к здоровому образу жизни, закреплять умение мытья рук с мылом. Задачи: развивать интерес к экспериментальной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Почему важно научить детей соблюдать режим дня
Опубликовано: 31 октября 2024 в 07:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Почему важно научить детей соблюдать режим дня» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шапочанская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД