Екатерина Шапочанская
Почему важно научить детей соблюдать режим дня
▼ Скачать + Заказать документы
Способность придерживаться планов, не позволять импульсам отвлекать и отклонять нас от намеченного распорядка называется самоконтролем. За его формирование отвечает определенная область мозга, которой нужно немало времени и условий, чтобы созреть и начать в полном объеме выполнять свою функцию. «Время», «дедлайн» и вытекающие отсюда понятия «ответственность» и «планирование» — это не детские категории.
Публикация «Почему важно научить детей соблюдать режим дня» размещена в разделах
Нейробиологи утверждают, что мозг ребенка окончательно готов планировать, ставить задачи и цели, оценивать риски и последствия только после 17 лет, когда позади остаются подростковая импульсивность и эмоциональность (тоже, кстати, совершенно естественные для растущего мозга). Это не означает, что все воспитательные старания пройдут зря и делать ничего не нужно.
С малых лет формировать режим дня
Детям, особенно до 6-7 лет, очень важны режим и ритуальность. Чем понятнее и четче расписан день, тем комфортнее ребенку. Последовательность утренних и вечерних дел, ежедневные рутинные мелочи нужно собрать в распорядок дня. Он будет хорошей опорой для ребенка, гарантировать его спокойствие, эмоциональную безопасность и ясность будущего. Для малышей такой распорядок можно нарисовать или воспользоваться специальными наклейками. Со старшими детьми можно его написать или творчески подойти к процессу, оформив в яркий постер.
Преимущество использования такого распорядка еще и в том, что вы перестаете быть назойливым родителем, без конца напоминающим, например, почистить зубы или прибрать в комнате перед сном. Вам нужно предложить свериться со списком, а не напрямую указать на невыполненное дело. Это тонкая, но важная разница.
Быть последовательными
Режим не должен меняться каждый день. В идеале составить один на рабочие дни, другой — на выходные, и стараться им следовать.
Конечно, не нужно превращать жизнь в одержимую гонку за исполнением распорядка, важно оставлять место для спонтанности. Не доводить себя и детей до невроза, если что-то пошло не по расписанию. Распорядок дня — это комфортная опора, а не гнетущие рамки.
Создать систему подкреплений
Мы, взрослые, под тяжестью усталости или стресса часто очень эмоционально сокрушаемся, почему дети не убирают в комнате или не складывают вещи на место, устраивая вселенский хаос. Мы взываем к ответственности и сознательности, просим задуматься о будущем и о том, как «вот в таких вот мелочах» и формируется характер. А незрелый мозг ребенка меж тем живет здесь и сейчас, и у него нет пока взаимосвязи между разбросанными носками или игрушками с «ужасной картиной» собственной взрослой жизни.
На помощь нам, родителям, приходит система подкреплений — отрицательных и положительных.
На самом деле, устраивая скандал на почве беспорядка, мы прибегаем к отрицательному подкреплению: ребенок, скорее всего, уберет в комнате, но не потому, что осознает, что чистота — это хорошо и важно, а потому, что увидит, как вы сердиты и расстроены. Действенный способ, но сомнительный.
Гораздо лучше обсудить с детьми систему этих подкреплений. Регулярная уборка заслуживает поощрения. Договоритесь, какого. Вы не должны покупать «услуги» своего ребенка, но вполне можете, например, сводить его в кино в выходные за ежедневно чистую комнату в течение всей недели.
Хорошая новость в том, что регулярно повторенное действие со временем перерастет в привычку, и вам больше не придется прибегать к положительному подкреплению.
Отрицательное подкрепление тоже работает, если вы заранее договоритесь с ребенком о том, какие ограничения (не наказания) его ждут за невыполнение договоренностей.
Не забывайте про положительные подкрепления в моменте — добрые слова похвалы, поддержки и благодарности.
Разделить зону ответственности и не нарушать ее
Если вы договорились с ребенком о пустой посудомойке по утрам, а она все еще с посудой, то пусть эта посуда ждет своего часа до вечера, когда ребенок вернется из школы. Если вы сделаете это за него, то это становится уже вашей ответственностью. Нам часто быстрее и удобнее сделать работу за детей. Но это снимает с них ответственность. Безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы иногда помочь друг другу. Но, выполняя работу за ребенка, мы освобождаем его от договоренностей и обесцениваем его помощь.
Помнить, что на первом месте всегда отношения
Поведение может быть плохим и хорошим. Режим дня может нарушаться, а список дел спонтанно меняться. Но ребенок будет развиваться и естественным образом учиться планировать, дружить со временем и дедлайнами, только если отношения будут крепкими. «Развитие начинается из точки покоя» — говорит основное правило теории привязанности Гордона Ньюфелда. Поведение вторично, первичны отношения. Позитивный настрой в семье и уверенные отношения с родителями позволяют ребенку быть более спокойным, а значит, внимательным и способным к самоконтролю.