Юлия Гладкова
Что нужно делать родителям неговорящих детей 2–3 года?
▼ Скачать
В начале января 2023 года на консультирование в Службу ранней помощи МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" обратились родители мальчика 3-х лет и девочки 2-х лет. Причина обращения - ребёнок плохо говорит. В основе речевой патологии всегда лежит сбой, нарушение работы нервной системы. Учитель-логопед Морева Наталья Андреевна и педагог-психолог Гладкова Юлия Вячеславовна провели диагностические процедуры, выявив уровень развития речи и других психических процессов. Родителям детей раннего возраста были даны следующие рекомендации, чтобы решить их проблему:
Публикация «Что нужно делать родителям неговорящих детей 2–3 года?» размещена в разделах
- необходимо обследование у специалистов медицинского профиля. Педиатр подскажет, если нужно сводить ребенка к неврологу и психиатру — чтобы исключить органические причины. Также нужна консультация и другими специалистами (мануальным терапевтом, сурдологом, оториноларингологом, психиатром, генетиком и т. д.) , если это потребуется, и коррекционные занятия с логопедом. Иногда к логопеду необходимо подключить нейропсихолога, дефектолога, психолога;
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно;
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах;
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у;
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар;
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз;
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много);
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока";
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.