Махруткина Оксана
Консультация «Почему ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему ребенок не говорит»
Очень часто можно услышать такой вопрос у молодых мамочек, детям которых исполнилось от 1.6-3 лет. Почему так? Потому что речь не возникает сама по себе. Для правильного и своевременного запуска речи необходимо пройти все этапы развития: сенсорной, сенсомоторной, зрительной, перцептивно-моторной систем. Что же это за системы?
Сенсорная речь - это способность ребенка связывать слышимое слово с конкретным образом или предметом.
Публикация «Консультация „Почему ребенок не говорит“» размещена в разделах
Этот этап начинается в 7 месяцев. Критерием начала сенсорной речи может служить поисковая зрительная реакция ребенка на вопрос "где?" и возникновение ответного действия на просьбу помахать ручкой, сделать "ладушки".
Сенсомоторный период развития
До речевой период жизни ребенка. Здесь еще не сформирована символическая функция, отсутствует представление, поэтому важность этого периода часто недооценивается. Сенсомоторным он называется потому, что поведение ребенка строится на основе координации восприятия и движения.
Для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие: выделяет словом, обобщает, т. е. объясняет то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении; учит обследовать объект по -разному в зависимости от целей и качеств.
Например: Вместо того, чтобы ребенку складывать одну и туже пирамидку изо дня в день, предложите найти все колечки от этой пирамидки.
Малыш будет искать их по всей комнате, зато одновременно будут развиваться одновременно: зрительная, вестибулярная и тактильная системы.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений.
Зрительное восприятие – это способность получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
Зрительное восприятие является важным условием умственного развития ребенка, оно тесно связано с мышлением, памятью, представлениями и речью.
80% окружающей информации ребенок получает через зрение.
Ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений.
Зрительное восприятие – это способность получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
Зрительное восприятие является важным условием умственного развития ребенка, оно тесно связано с мышлением, памятью, представлениями и речью. 80% окружающей информации ребенок получает через зрение.
Ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.
До года, например, следить за падающей игрушкой, ожидать игрушку в одном месте, а потом в другом, спрятать мячик, а потом появляется пирамидка.
После года, например, предложите ребенку пересыпать гречку или рис из синего стаканчика в желтый или красный стаканчик.
Так происходит развитие не только зрительного восприятия, но и развиваются моторные, тактильные, слуховые системы.
Перцептивно-моторное развитие: зрительно-моторная координация, обработка речевых и неречевых звуков на слух, пространственное восприятие (ребёнок ориентируется в пространстве и может быстро найти, где стоит шкаф, диван, стул, лампа, внимание, постуральная адаптация (при быстрой смене положения тела, ребёнок группируется, глазодвигательный контроль (ребёнок прослеживает и удерживает в поле зрения движущийся предмет).
Движение – это жизнь! Именно движения передают всевозможные сигналы в головной мозг и влияют на создание и созревание нейронной сети. Создавайте условия для активных игр и движений ребёнка.
Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе.
Проще говоря, малышам нужно все понюхать, протопать, просмотреть, прощупать, наткнуться на все углы, упасть, чтобы понять все свое пространство.
Потом совместить все эти этапы между собой, чтобы ребенок мог «сложить»
в уме круглое, зеленое, гладкое и выдать слово «Яблoкo».
Именно так формируются нейронные связи в мозге, отвeчaющие за речь и ее развитие - только через отработку всех этапов.
Если какой-то из этапов развития ребенка пропускается или не отрабатывается, как часто бывает у детей с гипeропекой, которые боятся, что ребенок упадет, испачкается, насорит и т. д, тогда проблемы с речью не избежать. А задержка речевого развития потянет за собой задержу психического развития. Всe эти этапы развития можно скомпенсировать и восполнить и начать работать с ребенком.