Юлия Гладкова
Почему педагогам при работе с детьми с ЗПР требуется помощь врачей
▼ Скачать + Заказать документы
Нервная система человека осуществляет контроль за всеми происходящими в организме процессами. Она ответственна за зрение, слух, в ее ведении находятся мышление, речь, память и способность принимать решения. Любые нарушения в ее работе нередко влекут за собой тяжелые заболевания. Как минимум это задержка психомоторного и речевого развития, нарушение формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональная неустойчивость. Весна и осень – время года, когда обостряются хронические заболевания. Любые изменения для организма – это своеобразный стресс. К тому же, переменчивая дождливая погода, постоянная резкая смена температуры воздуха и атмосферного давления создают дополнительную стрессовую ситуацию для ребенка, особенно в детском возрасте или с ослабленным иммунитетом.
Публикация «Почему педагогам при работе с детьми с ЗПР требуется помощь врачей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Каждый ребенок с особенностями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом. Отставание в развитии преодолевается совместными усилиями врача, педагога, с обязательным и ведущим участием родителей.
Почему же часто педагоги рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть психиатр, невролог, эндокринолог, и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое, личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. В каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.
Принципы медико-педагогического комплекса
Не вызывает сомнения, что практически все дети с особенностями в развитии уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Принцип комплексности предусматривает участие в лечении ребенка специалистов различного профиля: невропатолога, психиатра, педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя - дефектолога. Назначение медикаментозного лечения, направленного на стимуляцию психического развития, осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и дефектологическими занятиями.
Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.
Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.
Режим дня
Каждый ребенок с особенностями в развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, прежде всего в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления.
У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна.
Специальные занятия
Для всех детей с особенностями в развитии важное значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Такие занятия будут проводить педагоги нашего детского сада 5 дней в неделю. Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Что делать родителям: методы лечения
Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:
• прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
• занятия с логопедом;
• курсы психотерапии;
• массажи;
• лечебная гимнастика;
• физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
• регулярно пополнять словарный запас ребенка;
• вместе учить стишки;
• читать интересные рассказы;
• выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
• показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
• уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.