Папки-передвижки

Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»

Елена Чайкина
Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»
▼ Скачать + Заказать документы

Резистентность - невосприимчивость, противостояние.

В контексте реализации личностно ориентированного подхода в специальном образовании представляется необходимым изучение роли различных индивидных (психологических) факторов, определяющих успешность коррекционной работы с детьми, имеющими те или иные отклонения (проблемы) в развитии.

Предметом исследования являются особенности поведения и деятельности старших дошкольников и младших школьников с ОНР, а так же связь уровня их успешности на логопедических занятиях с формированием мотивационной сферы.

Публикация «Консультация „Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию“» размещена в разделах

По наблюдениям, у детей с ОНР (69,7%) имелись трудности к условиям специального обучения. Примерно в трети случаев (32,6%) адаптационный процесс протекал около трех месяцев, в 24, 4% - один месяц. У части детей (12,4%) наблюдается дезадаптация: они воспринимают логопедический кабинет как негативную среду, пребывание в которой для них невыносимо. Их адаптация протекает иногда до 6-месяцев (даже до 9- месяцев).

Лишь 20,4% детей осознают имеющиеся у них нарушения. В силу этого у большинства детей содержание и смысл логопедических занятий являются непонятными, вследствие чего более чем в трети случаев отмечается повышенная тревожность, а также, различные страхи. Они боятся новых мест, людей, предметов, новых видов деятельности. В 25,8% наблюдается страх логопедических занятий, в 20,4% случаев- страх речи.

Небольшое число детей (7,5%) панически боятся всех манипуляций во рту. Большая часть детей данной группы безразлично воспринимают артикуляционные упражнения, негативное отношение к этой работе у 31,6% детей. Незначительная часть детей(2,6%) относятся к артикуляционной гимнастике как к забаве, развлечению. Лишь для 31% детей свойственно адекватное принятие этого вида коррекционной деятельности.

Все это позволяет предположить слабую привлекательность речевой деятельности для детей с ОНР. Речевая коммуникация не является личностно значимой. В 61% случаев проявляется избирательность в общении, в 54%- речевой негативизм, 4,5% случаев –мутизм.

Специалисты отмечают, что у данной группы детей нет вообще сколько-нибудь любимого ими вида речевой деятельности. Основная масса предпочитает репродуктивные задания (повторение, проговаривание, пересказ.). задания, требующие большей речевой активности и элементов спонтанности, привлекают их в меньшей степени.

Проанализируем своеобразные ситуации детей с ОНР при столкновении с трудностями. Большая часть детей демонстрирует выраженное избегание более сложных заданий и видов деятельности. Если же поведение избегания не приводит к желаемому результату, и ребенок вынужден участвовать в деятельности, проблемной для него, то лишь незначительная часть делает попытки к преодолению трудностей. У других наблюдаются реакции активного протеста с бурной агрессией. Некоторые обращаются за помощью к педагогу, другие пассивно ожидают, когда решится проблемная для них ситуация.

Некоторые дети стремятся физически выйти из ситуации эмоционального дискомфорта, связанной с необходимостью преодоления трудностей. Они «отворачиваются в сторону», «сидят, закрыв лицо руками», «сползают со стула и забиваются под стол». Часть детей пытаются аргументировать отказ: «не умею», «не хочу», «не буду», «завтра», «я устал», «я глупый». Встречается отказ от деятельности, сопровождаемый бурными аффективными и импульсивными реакциями (дети рыдают, бросают игрушки на пол, рвут предоставленный материал)

В целом характеризуя эмоциональное состояние детей, можно отметить, что их настроение часто меняется. Они склонны к невротическим реакциям, к немотивированному упрямству, к поведенческому негативизму.

97,2% детей с ОНР- это дети с низким познавательным интересом, они пассивны на занятиях и вне занятий. У большей части детей низкая психофизическая работоспособность, неспособность к самостоятельной работе, несформированность навыков самоконтроля и других навыков произвольной деятельности.

Что касается мотивационной сферы детей с ОНР. Выделяют две группы детей – слабо-мотивированные и дети с сильной мотивацией к логопедическим занятиям.

Большинство слабо-мотивированных детей с ОНР (80%) занимаются под влиянием родительской мотивации. Речевая деятельность и произношение (даже социально желательного звука «р») мало значимы для дошкольников этой группы, 70% их склонны к обесцениванию этой сферы. Артикуляционные упражнения им не нравятся, поэтому детям не хочется их выполнять. В 50% случаев отсутствует принятие логопедического воздействия. Лишь 20% детей осознают свои речевые недостатки, дефект речи не становится для них смыслообразующим, но формирует активные формы психологической защиты в виде протестных реакций, избегания, речевого негативизма, обесценивания речевой деятельности. Логопедическое воздействие может быть не принято слабомотивированными детьми в качестве личностно значимого.

Слабо-мотивированные дети демонстрируют не только нелюбовь к трудным заданиям, но и избегание регулярных усилий и трудностей вообще. Мотивация к обучению у этих детей также не сформирована. У них превалирует игровая мотивация. Дети признаются, что огорчаются, когда начинаются занятия, и радуются их окончанию, потому что хотят играть. Дети с ОНР ориентированы на внешние признаки успешности и предпочитают привычную деятельность новой.

Дошкольники и младшие школьники с ОНР испытывают существенные трудности в процессе совместной деятельности со взрослыми. На это взаимодействие влияет выраженность речевого дефекта и ситуации, в которых оно происходит, а также, отношение самих детей к сотрудничеству со взрослыми. У них превалирует не потребность в общении и взаимодействии, а мотив избегания неудачи. Такое поведение психологически выгодно детям, но, зафиксировавшись, в определенный момент начинает мешать их социализации и развитию.

Выделение группы детей, неуспешность которых связана с несформированностью их мотивационной сферы, учет особенностей поведения и деятельности резистентных детей, а также увеличение сроков их адаптации к условиям специального обучения позволят эффективнее осуществлять личностно-ориентированный подход. В конечном счете, это определяет выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка и развитие его личности в целом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Почему необходимо автокресло?» Консультация для родителей Почему необходимо автокресло? До сих пор для очень многих родителей забота о безопасности их собственного ребенка.

Консультация «Почему дети не поют?» Почему дети не поют Один из компонентов музыкального слуха - умение чисто, без фальши, петь - во многом зависит от того, поющая ли у ребенка.

Консультация «Почему дети ссорятся?» Консультация: «Почему дети ссорятся?» Несмотря на то, что дети нужны друг другу, они очень часто ссорятся. Рассмотрим пример: в моей группе.

Мы — будущие школьники! Преемственность школы и детского садаМы — будущие школьники! Преемственность школы и детского сада С заботой о детях. Дети - наше будущее. Все мы хотим от них великого и чего-то необычного. А ведь от того, какими они выйдут в большое плавание,.

Отчёт о проектной деятельности  «Мы — будущие школьники»Отчёт о проектной деятельности  «Мы — будущие школьники» В сентября в нашей подготовительной группе заработал проект «Мы – будущие школьники». Участниками проектной деятельности стали дети подготовительной.

Консультация «Почему плачут дети?» Войдя утром в детский сад, из каждой группы можно услышать детский плач, независимо от того это группа раннего возраста или старшего. Расставание.

Презентация к логопедическому занятию «Космическое происшествие» В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия.

Презентация к логопедическому занятию в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы осенью» Комментарии к слайдам Слайд 2 Птицы в небе Слайд 3 Познакомьтесь: это птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной вновь возвращаются.

Презентация «Пионеры и школьники Брянщины — герои ВОВ» МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ – БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ Пионеры и школьники Брянщины – герои ВОВДо войны это были самые обыкновенные дети. Учились, помогали старшим,.

Проект работы с родителями «Дошколята будущие школьники» МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства» Проект работы с родителями «Дошколята будущие школьники» Воспитатель Никонова О. В. Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»
Опубликовано: 8 мая 2019 в 07:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД