Елена Чайкина
Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»
▼ Скачать + Заказать документы
Резистентность - невосприимчивость, противостояние.
В контексте реализации личностно ориентированного подхода в специальном образовании представляется необходимым изучение роли различных индивидных (психологических) факторов, определяющих успешность коррекционной работы с детьми, имеющими те или иные отклонения (проблемы) в развитии.
Предметом исследования являются особенности поведения и деятельности старших дошкольников и младших школьников с ОНР, а так же связь уровня их успешности на логопедических занятиях с формированием мотивационной сферы.
Публикация «Консультация „Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
По наблюдениям, у детей с ОНР (69,7%) имелись трудности к условиям специального обучения. Примерно в трети случаев (32,6%) адаптационный процесс протекал около трех месяцев, в 24, 4% - один месяц. У части детей (12,4%) наблюдается дезадаптация: они воспринимают логопедический кабинет как негативную среду, пребывание в которой для них невыносимо. Их адаптация протекает иногда до 6-месяцев (даже до 9- месяцев).
Лишь 20,4% детей осознают имеющиеся у них нарушения. В силу этого у большинства детей содержание и смысл логопедических занятий являются непонятными, вследствие чего более чем в трети случаев отмечается повышенная тревожность, а также, различные страхи. Они боятся новых мест, людей, предметов, новых видов деятельности. В 25,8% наблюдается страх логопедических занятий, в 20,4% случаев- страх речи.
Небольшое число детей (7,5%) панически боятся всех манипуляций во рту. Большая часть детей данной группы безразлично воспринимают артикуляционные упражнения, негативное отношение к этой работе у 31,6% детей. Незначительная часть детей(2,6%) относятся к артикуляционной гимнастике как к забаве, развлечению. Лишь для 31% детей свойственно адекватное принятие этого вида коррекционной деятельности.
Все это позволяет предположить слабую привлекательность речевой деятельности для детей с ОНР. Речевая коммуникация не является личностно значимой. В 61% случаев проявляется избирательность в общении, в 54%- речевой негативизм, 4,5% случаев –мутизм.
Специалисты отмечают, что у данной группы детей нет вообще сколько-нибудь любимого ими вида речевой деятельности. Основная масса предпочитает репродуктивные задания (повторение, проговаривание, пересказ.). задания, требующие большей речевой активности и элементов спонтанности, привлекают их в меньшей степени.
Проанализируем своеобразные ситуации детей с ОНР при столкновении с трудностями. Большая часть детей демонстрирует выраженное избегание более сложных заданий и видов деятельности. Если же поведение избегания не приводит к желаемому результату, и ребенок вынужден участвовать в деятельности, проблемной для него, то лишь незначительная часть делает попытки к преодолению трудностей. У других наблюдаются реакции активного протеста с бурной агрессией. Некоторые обращаются за помощью к педагогу, другие пассивно ожидают, когда решится проблемная для них ситуация.
Некоторые дети стремятся физически выйти из ситуации эмоционального дискомфорта, связанной с необходимостью преодоления трудностей. Они «отворачиваются в сторону», «сидят, закрыв лицо руками», «сползают со стула и забиваются под стол». Часть детей пытаются аргументировать отказ: «не умею», «не хочу», «не буду», «завтра», «я устал», «я глупый». Встречается отказ от деятельности, сопровождаемый бурными аффективными и импульсивными реакциями (дети рыдают, бросают игрушки на пол, рвут предоставленный материал)
В целом характеризуя эмоциональное состояние детей, можно отметить, что их настроение часто меняется. Они склонны к невротическим реакциям, к немотивированному упрямству, к поведенческому негативизму.
97,2% детей с ОНР- это дети с низким познавательным интересом, они пассивны на занятиях и вне занятий. У большей части детей низкая психофизическая работоспособность, неспособность к самостоятельной работе, несформированность навыков самоконтроля и других навыков произвольной деятельности.
Что касается мотивационной сферы детей с ОНР. Выделяют две группы детей – слабо-мотивированные и дети с сильной мотивацией к логопедическим занятиям.
Большинство слабо-мотивированных детей с ОНР (80%) занимаются под влиянием родительской мотивации. Речевая деятельность и произношение (даже социально желательного звука «р») мало значимы для дошкольников этой группы, 70% их склонны к обесцениванию этой сферы. Артикуляционные упражнения им не нравятся, поэтому детям не хочется их выполнять. В 50% случаев отсутствует принятие логопедического воздействия. Лишь 20% детей осознают свои речевые недостатки, дефект речи не становится для них смыслообразующим, но формирует активные формы психологической защиты в виде протестных реакций, избегания, речевого негативизма, обесценивания речевой деятельности. Логопедическое воздействие может быть не принято слабомотивированными детьми в качестве личностно значимого.
Слабо-мотивированные дети демонстрируют не только нелюбовь к трудным заданиям, но и избегание регулярных усилий и трудностей вообще. Мотивация к обучению у этих детей также не сформирована. У них превалирует игровая мотивация. Дети признаются, что огорчаются, когда начинаются занятия, и радуются их окончанию, потому что хотят играть. Дети с ОНР ориентированы на внешние признаки успешности и предпочитают привычную деятельность новой.
Дошкольники и младшие школьники с ОНР испытывают существенные трудности в процессе совместной деятельности со взрослыми. На это взаимодействие влияет выраженность речевого дефекта и ситуации, в которых оно происходит, а также, отношение самих детей к сотрудничеству со взрослыми. У них превалирует не потребность в общении и взаимодействии, а мотив избегания неудачи. Такое поведение психологически выгодно детям, но, зафиксировавшись, в определенный момент начинает мешать их социализации и развитию.
Выделение группы детей, неуспешность которых связана с несформированностью их мотивационной сферы, учет особенностей поведения и деятельности резистентных детей, а также увеличение сроков их адаптации к условиям специального обучения позволят эффективнее осуществлять личностно-ориентированный подход. В конечном счете, это определяет выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка и развитие его личности в целом.