Ольга Викторовна Никонова
Проект работы с родителями «Дошколята будущие школьники»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»
Проект работы с родителями
«Дошколята будущие школьники»
Воспитатель Никонова О. В.
Пояснительная записка
Новое содержание образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155, ориентирует на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Публикация «Проект работы с родителями „Дошколята будущие школьники“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Стратегическая цель в области образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Действующая система образования Югры становится основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности. Эффективность развития региональной системы образования обеспечивается использованием принципов проектной деятельности
Проектирование образовательной и воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении - один из центральных культурных механизмов преобразования действительности и профессиональной деятельности современного педагога. Опираясь на основную образовательную программу учреждения, разработанную на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», педагогический состав детского сада взял за основу проектную деятельность при реализации образовательных областей и вариативной части программы оздоровительного и художественно-эстетического направления.
Результаты диагностирования детей на сформированность мотивационной готовности к школе, данные опроса родителей убедили нас в проведении целенаправленной работы в ДОУ по развитию мотивации и положительного отношения к школе у детей подготовительной группы посредством использования проектной деятельности, которая даст возможность:
- детям стать инициативными, любознательными, способными к творческому самовыражению;
- родителям понять индивидуальный мир детства, проблемы собственного ребёнка;
- педагогу эффективно оказывать помощь родителям в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Внедрение такого проекта обусловлено не только необходимостью формирования предпосылок учебной деятельности, но и важностью вовлечения в образовательное пространство родителей, формирование их активной позиции при подготовке детей к школе.
Вид проекта : педагогический, долгосрочный
Состав участников: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей, учитель-логопед, педагог-психолог.
Время, планируемое на реализацию проекта : 2018-2019учебный год.
Актуальность проекта.
Большая роль в подготовке детей к школе лежит не только на дошкольном учреждении, но и огромная ответственность на родителях. Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной образовательно-воспитательной работы с детьми подготовительной группы, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка - одна из главных задач воспитателя.
Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи. Большинство родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной и психологической готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Учебная деятельность сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто невозможен.
Но подготовка нужна не только ребенку, но и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу. Как настроить ребенка на учебу? Как выбрать начальное образование из множества предлагаемых школьных программ, ориентируясь на особенности и способности ребенка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребенка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику для сохранения здоровья?
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации. Поэтому подготовка детей к школе имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов эффективных форм по подготовке детей к школе. Это привело к разработке долгосрочного проекта «Сегодня дошкольник – завтра школьник».
Предлагаемый проект поможет :
- Психологически подготовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной.
- Развить психические процессы будущего первоклассника : внимание, память, мышление, восприятие.
- Подготовить руку ребенка к письму (мелкая моторика).
- Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
- Освоить язык как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог).
- Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
- Ориентировать каждого ребенка на самостоятельность, успешность в учебе, уверенность в себе.
- Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребенка к школе.
Цель проекта : Создать условия для интеграции интересов семьи и дошкольного учреждения при подготовке дошкольников к школе.
Задачи проекта :
- Создать предметно - развивающую среду в группе и дома, которая поможет будущим школьникам проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
- Включать в целостный педагогический процесс разносторонние формы деятельности с детьми по формированию мотивационной готовности к школе.
- Осуществлять связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.
- Повышать уровень профессиональной компетентности родителей по вопросу формирования готовности ребёнка к школе.
Объектом исследования является: процесс взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, по подготовке детей к школе.
Предмет исследования: комплекс форм, приемов и методов по вопросам подготовки детей к школе.
Решение указанных в проекте задач основывается на следующих принципах:
Принципы реализации проекта
• Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей;
• Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
• Единство содержания форм и методов работы;
• Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников и их родителей;
• Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
• Принцип системности и последовательности.
Реализация проекта «Сегодня дошкольник – завтра школьник» предлагает формирование единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства, предав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
В рамках проекта разработан и осуществлен перспективный план «Интеграция интересов семьи, детского сада и школы в целях воспитания положительного отношения к школе у детей подготовительной группы». План представляет собой систему взаимодействия воспитателей, учителей, специалистов и родителей по вопросам готовности ребенка к школе. Совместные встречи, практикумы для родителей «Ребенок на пороге школьной жизни» организованные с участием воспитателей, учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, инструктора по физической культуре были направлены на построение преемственных связей, обеспечивающих:
- эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе;
- профилактику психологических трудностей у ребенка в адаптационный период;
- осознание родителями значения родительской позиции при формировании психологической готовности ребенка;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Информационно-наглядные материалы: папки-передвижки «Ребенок идет в школу», «Безопасность детей», презентация картотек «Подвижные игры в подготовке детей к школе», ширмы «Аргументы против использования наказания», «Если ребенок боится идти в школу», педагогической литературы «Как подготовить ребенка к школе» дали возможность родителям сориентироваться в педагогической литературе и пособиях; обогатили воспитательный опыт родителей.
Разнообразные совместные с родителями и детьми игры и НОД «Веселое азбуковедение», «Чемпионат по играм в клеточки», «Безопасность на улицах города», турниры, досуги «Путешествие в страну знаний», «Мама, папа, я — спортивная семья» :
- помогли взрослым отказаться от субъективной и, зачастую, неправомерной оценки по поводу интеллектуальной и личностной неготовности ребенка к школе;
- способствовали формированию познавательного общения взрослых с детьми;
- создали атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
Для ознакомления детей со школой и формирования положительного отношения воспитателями ДОУ была организована кружковая работа «Скоро в школу». Развитие мотивов учебной деятельности осуществлялось в системе разнообразных форм и методов работы с детьми :
- экскурсии в школу, посещение класса, музея, библиотеки;
- встреча с учителем;
- совместные развлечения с первоклассниками «Красный, желтый, зеленый», «День выпускника»;
- беседы «Хочу ли я в школу», чтение книг;
- выставка рисунков, фотографий, картин;
- дидактические игры «Скоро в школу».
Особое место занимала игровая деятельность детей. Организация сюжетно - ролевой игры «Школа» помогла детям осваивать «мир вещей» (школьные принадлежности, «мир людей» (взаимоотношение между сверстниками, ребенком и учителем); обогащала социальный опыт будущего первоклассника.
Были оформлены дидактические игры и пособия, которые систематизировали и обобщили представления детей о школе. Сформировали позитивное отношение к обучению в школе, уважительные дружеские отношения детей друг к другу. Наибольший интерес, желание детей и родителей участвовать вызывали мини-проекты : «Школа будущего», «Азбука», «Встреча с интересным человеком», «Сказки из портфеля», «Мы тоже были школьниками». Необычность заданий, совместная творческая, познавательная деятельность расширили кругозор детей, способствовали развитию фантазии, вызывали положительные эмоции у детей и взрослых к предстоящему школьному обучению.
Диагностирование детей в конце 2018-2019 учебного года позволит проследить полную динамику результативности работы по подготовке детей к школе, положительного отношения к школе. Промежуточные результаты показывают, что уже происходят качественные изменения, почти у 85% детей уже сформирована мотивационная готовность к школе. По итогам анкетирования родители также были удовлетворены:
- готовностью детей к школе;
- проводимой деятельностью педагогов в информировании, повышении педагогической и психологической культуры родителей по подготовке детей к школьному обучению.
Отзывы учителей о дальнейшем обучении детей предыдущих выпусков в школе говорят о благополучной адаптации выпускников Никоновой О. В. и хорошей успеваемости.
Проводимые участниками творческой группы на базе ДОУ круглые столы, открытые занятия, Дни Мастерства, выставки позволили повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей подготовительной группы по формированию предпосылок учебной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Динамика результативности работы по формированию мотивационной готовности детей подготовительной группы.
2. Активность участия родителей в проведении совместных мероприятий с детьми и учителями школы.
3. Достаточно высокий уровень благополучной адаптации детей к школьной жизни.
4. Оформление методического и практического материала мини-проектов.
5. Презентация проекта. Творческое самовыражение участников проекта.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительно-информационный этап: (01.09.18-01.11.18)
Включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы. Ознакомление участников проекта с его целью и задачами; подготовка необходимых материалов, развивающей среды; изучение общих тенденций развития дошкольного образования в России и ХМАО. Выявление индивидуального уровня развития детей. Подготовка методического сопровождения проекта.
2. Практический этап: (01.11.18 - 30.04.19).
Включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3. Заключительно-аналитический этап: (05.05.19 - 29.05.19).
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, осмысление и систематизация результатов проекта, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте. Проведение заключительного семинара всех участников проекта. Подготовка отчёта, оформление презентации.
План-график реализации проекта.
Мероприятия Сроки
1. Диагностическое обследование психологической готовности детей подготовительной группы
2. Беседа «Мы – будущие первоклассники»
3. Экскурсия в школу.
4. Беседы «Профессия-учитель», «Кем я стану, когда закончу школу»
5. Групповые коррекционно-развивающие занятия Сентябрь
-октябрь
1. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
2. Дидактическая игра «Собери портфель».
3. Выполнение игровых тестовых заданий
4. Чтение стихов о школе
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Совместные игры воспитателей и детей.
КВН «Не только ребёнок всё это должен знать с пелёнок»
Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники» Ноябрь-
декабрь
Январь
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Чтение:
Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»;
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Вечер загадок «Скоро в школу».
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Беседа о школьной библиотеке.
Выполнение игровых тестовых заданий
Чтение стихов о школе
Выставка детских работ «Я рисую школу».
Чтение художественной литературы
С. Баруздин «Кто сегодня учитель?»,
А. Барто «Подружки идут в школу» и др.
Конкурс стихов о школе : «Я - юный поэт»
Февраль
Март
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Интеллектуальная игра «Я знаю все»
Совместные игры воспитателей и детей.
Выполнение игровых тестовых заданий
Посещение детей занятий в школе по предшкольной подготовке.
Слушание и разучивание песен и стихов о школе
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ)
Беседа «Как здорово быть учеником»
Заучивание стихотворения В. Берестова «Читалочка».
Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой.
Итоговое диагностическое обследование психологической готовности детей подготовительных групп Апрель-
Май
План сотрудничества с родителями
детей подготовительной к школе группы
Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе :
- «Советы родителям будущих первоклассников»;
- «Готовим руку к письму»;
- «Как подготовить ребенка к школе»;
- «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Общее собрание в школе : «Предшкольная подготовка»
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей Сентябрь
Октябрь-
Май
Январь
Октябрь-
Май
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе :
- «Ступеньки к школе»;
- «В школу – уверенным шагом!»;
- «Как выбрать программу обучения для своего ребенка»
Посещение занятий в подготовительной группе по желанию родителей
Совместный праздник с участием родителей «День защитника Отечества»
Участие в КВН «Не только ребёнок всё это должен знать с пелёнок»
Папка-передвижка «Психологическая готовность к школе»
Групповая консультация: «Роль семьи в воспитании будущего школьника»
Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.
Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники»
Индивидуальные консультации по запросам родителей
Ноябрь-
май
Февраль
Совместный праздник с участием родителей «8 Марта»
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе :
- «Кризис 7 лет»;
- «Психологический портрет первоклассника»;
- «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»
Совместное развлечение «Северные посиделки» (по быту народов ханты и манси)
Посещение НОД в подготовительных группах по желанию родителей
Участие в выставке «Ханты-Мансийск – наша малая родина»
Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»
Презентация «Психологическая готовность к школе»
Групповая консультация: «Роль семьи в воспитании будущего школьника»
Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.
Индивидуальные консультации по запросам родителей
апрель
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе :
- «Тип личности ребенка и его готовность к школе»;
-«Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»;
- «Леворукий ребенок»
Круглый стол: «В семье первоклассник».
Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.
Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей.
Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.
Индивидуальные консультации по запросам родителей.
май
Результаты апробации проекта «Дошколята будущие школьники» подтверждают эффективность предложенных педагогических условий по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников:
-Выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
- Исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;
- Сконструирована модель взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников;
- Определены показатели эффективности процесса взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей.
Литература
1. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1990. С. 160.
2. Павлова Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. М., 2002. № 8. С. 8-13.
3. Помощь родителям в воспитании детей / общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского; пер. с англ. М. : Прогресс, 1992.
4. Популярная психология для родителей / под ред. А. С. Спиваковской. СПб., 1997.
5. Пухова Т. И. Шесть кукол: психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. М., 2000.
6. Репина Т. А. и др. Общение детей в детском саду и в семье. М., 1990.
7. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей : Концепция, направления и
перспективы: кн. для воспитателей детского сада и родителей; пер. с
фин. М., 1993.
9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. СПб., 1996.