Ирина Арцишевская
Почему дети воруют?
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ…
Начнём с того, что не будем называть ребёнка, который взял чужую вещь, вором. Вор – это человек, который, присваивая себе чужую собственность, сознательно нарушает социальные и нравственные нормы. Ребёнок находится в состоянии приобщения к этим нормам, он должен их не только услышать и понять, но и принять. Привыкнуть к их необратимости. Научиться подчинять своё поведение этим нормам, т. е. регулировать своё поведение в соответствии с социальными и нравственными нормами. А, как известно из курса детской психологии, дети до 7 лет – импульсивные существа, поведение их непосредственно, они только учатся подчинять своё поведение правилам.
Темочки:
Дети до 3 лет вообще не знают понятий «своё» и «чужое», они только постигают, что такое «собственность» : «моя лопатка», «моя мама», «никому не дам». Это не жадность, это - отделение себя, своего тела (куда они относят и свои игрушки) от других, от другого мира. Это понимание своих желаний отдельных от желаний других, родителей, например. Нельзя в этом возрасте заставлять ребёнка «делиться» чем-то с другими, отдавать любимую игрушку другому, если только он не захочет это сделать сам. Настаивая на «отдаче», взрослые только провоцируют возникновение «жадности» у ребёнка, он активно сопротивляется и привыкает не отдавать, так как у него всегда всё отбирали.
Когда дети до трёх лет берут чужие игрушки (как правило) – это не воровство, просто еще не сформировано чувство своей и чужой собственности. И тогда мы говорим: «Эта машинка Петина. Но ты не Петя, ты Вова. Ты хочешь быть Петей?» Как правило, ребёнок отрицательно качает головой и отказывается от чужой вещи.
После же трёх лет, когда минует «кризис идентичности», т. е. когда ребёнок поймёт, что он – отдельное существо со своими желаниями и потребностями, нужно обратить внимание ребёнка на то, что «это – не его, а чужое, которое брать без разрешения нельзя». Однако бывает так, что желание завладеть какой-то игрушкой так велико, что ребёнок не может отказаться от соблазна. Желание оказывается сильнее норм, навязанных взрослыми. И вот тогда ребёнок «ворует», прячет игрушку, отказывается возвращать, отрицает свой поступок. Возможно, ему кажется, что заполучив заветную вещь, он приобщился к чужому миру, стал более значимым в своих глаза…как желание некоторых мужчин иметь дорогую иномарку или последний тип смартфона.
Берут чужие вещи далеко не все дети, но многие взрослые могут вспомнить такие случаи и в своей жизни, которые они давно уже похоронили глубоко в памяти. Не могут устоять перед соблазном, как правило, дети импульсивные, с неразвитым самоконтролем, с запаздывающим социальным развитием, эмоционально лабильные, психофизически незрелые. Сами не могут объяснить, зачем они это сделали.
Что же делать взрослым? Во-первых, публично не стыдить ребёнка, не называть вором. Во-вторых, убедить ребёнка вернуть вещь владельцу, обратив его внимание на переживания другого. В-третьих, рассказать ребёнку о санкциях, которые применяет общество по отношению к тем, кто берет чужое (их называют «ворами», судят, сажают в тюрьму) – как прививка от противоправного поведении в дальнейшем. И в–четвёртых, после того, как инцидент будет исчерпан, никогда к нему не возвращаться и не подозревать ребёнка в аналогичных грехах. И обязательно похвалить ребёнка за то, что он сознался и вернул, проявил мужество и доброту.
Мне очень понравилось решение этой проблемы одной помощницей воспитателя, которая была твердо уверена, что один мальчик взял со стола не принадлежащую ему вещь. После того, как он упорно утверждал, что «не брал», она просто предположила, что «придется вызвать полицию с собаками, так как полиция ищет пропавшие вещи». После этого ребёнок сам вернул взятую вещь.
Если мы сейчас обратимся к старшим дошкольникам и младшим школьникам и оставим в стороне первые две причины – это отсутствие понятий «свое» и «чужое» и импульсивность, то останется еще одна группа причин, связанная с психологическим напряжением, неудовлетворенностью.
Бенджамин Спок писал «Его (т. е. ребёнка) как будто мучает потребность в чем-то, и он пытается удовлетворить её, беря у другого вещь, которая ему не нужна»
Вспомните, ведь и мы, женщины, иногда покупаем что-то ненужное, чтобы снять какое-то внутреннее напряжение, поднять себе настроение, делаем «шопинг». У нас есть деньги, мы можем купить, а дети не могут…
Какие же потребности мучают детей? Мы можем только догадываться о них, так как дети не могут нам о них рассказать. Это потребность в любви и понимании; это желание привлечь внимание; желание получить наказание за что-то другое, за что его не наказали раньше; месть кому-то – отобрать как символическая попытка откусить, укусить обидчика; зависть – и опять, сделать больно исподтишка; но бывает и положительный мотив – подарить кому-то, кого любит или хочет заслужить любовь. Возможно, есть и другие мотивы, но, во всяком случае, эти поступки вызваны наличием у ребёнка эмоциональных проблем, связанных с взаимоотношениями с родителями или другими значимыми людьми. Здесь уже не обойдешься простым нравоучением или запугиванием, так как дети воруют не ради вещи, они не играют в эти игрушки и не используют вещи, им нужно внимание, пусть даже и отрицательное. Нужно разбираться глубже. И помнить – кража в данном случае – это крик о помощи. И если взрослые правильно отреагируют – станут уделять ребёнку больше внимания и любви, или дети в группе или классе станут дружить с отвергнутым ребёнком, примут его в свой коллектив – кражи прекратятся.