Надежда Каюмовна Белобородова
Почему дети воруют?
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети воруют?
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко обсуждать даже с педагогом – психологом ситуацию, если их ребёнок совершил «ужасный» поступок – украл деньги или присвоил чужую вещь. Однако в большинстве случаев всё не так страшно: дошкольника можно отучить брать чужое без разрешения, достаточно провести определённые мероприятия.
Они могут быть выбраны только после определения мотивов краж:
Публикация «Почему дети воруют?» размещена в разделах
1. Чувство обделённости в чём-то.
Такая ситуация возможна, если ребёнок из необеспеченной семьи, и его родители не могут позволить купить своему малышу игрушки, которые есть у других детей.
2. Желание владеть чем-либо.
Иногда малыш кладёт в карман игрушку просто по привычке класть всё в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное. Представление о том, что такое «моё» и «чужое», появляется у ребёнка после трёх лет, когда начинает развиваться самосознание. В 4-6 лет формируются нравственные привычки, но это не значит, что они уже закрепились. Никому и в голову не придёт называть вором 2-3 летнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Кроме того, дети могут считать, что не делают ничего плохого, так как сами родители подают им дурной пример- например, рассказывая, как они кого-нибудь обхитрили, обманули, а ребёнок берёт этот способ поведения «на вооружение».
3. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
Этот мотив также связан с непониманием отрицательной оценки краж у дошкольников и незнанием понятий «моё» и «чужое». Можно ли считать воришкой 5-летнего малыша, который, испытывая симпатию к своей сверстнице, дарит ей мамины золотые украшения, считая, что эти украшения также принадлежат ему.
4. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи – своеобразная реакция детей на внимания и любви в семье (что, несомненно, является для маленького ребёнка травмирующим обстоятельством) может вызвать дополнительные мотивации к краже. Так, маленький ребёнок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, может раздать их другим детям, чтобы таким образом «купить» их дружбу, хорошее отношение. Ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
5. Желание отомстить из-за недостатка внимания в семье.
В педагогической практике есть примеры, когда старшие дети постоянно прятали и выбрасывали вещи своих младших братьев и сестёр. Они совершали это потому, что в семье явно предпочитали им младших сыновей или дочерей и возлагали на них большие надежды, что в итоге вызывало ревность и желание отомстить родительским любимчикам.
При организации работы с дошкольниками необходим учёт психологических особенностей, присущих им. Также важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своём основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.