люсечка Шенкель
Почему дети не играют сами. как развить речь детей. консультации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети не играют сами?
Лето – благодатная пора для отдыха и развлечений. Однако без должной организации свободного времени предоставленный сам себе ребёнок быстро устаёт, начинает капризничать, начинает мешать окружающим сверстникам играть. Особенно ярко это проявляется у дошкольников с проблемами в развитии. Такое поведение детей связано в первую очередь с тем, что ребёнок сам не может пока себя занять. Ему требуется постоянное внимание со стороны взрослых: предложение и поддержание сюжета, выбор атрибутов, обеспечение благоприятной обстановки путём предотвращения конфликтов между детьми (они не научились ещё договариваться между собой, обыгрывание построек и многое другое. Самое главное, что дошкольник, нуждаясь в речевом общении, сам не может его обеспечить в силу ограниченности развития речевой системы, поэтому стремится к общению с взрослым. Взрослый выступает как «склад» информации, которую можно быстро получить, как организатор и затейник, который не даст скучать. Сверстники в этом плане проигрывают: им тоже нужна помощь взрослого, а взрослый часто бывает один среди множества малышей. Возникает непреодолимое желание ребёнка быть первым и владеть взрослым единолично. Отсюда – конфликты со сверстниками, которые часто имеют некрасивый вид: крики, замахивание рукой или предметом в руке, толкания, кусания, щипания «противника». Причина одна – недостаточное развитие речи, которое имеет следствием неумение договариваться, выражать свои желания, поддерживать игру. В более сложных случаях ребёнок не может даже выразить своё желание общаться со взрослым: канючит, кричит, бесцельно бегает и т. д. Поэтому очень важно с самого раннего детства учить ребёнка речевому общению и игре.
Публикация «Почему дети не играют сами, как развить речь детей, консультации для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Обратите внимание на такие аспекты обеспечения интересной игры, как:
• атрибуты (совки, лопаты, разнообразные ёмкости, конструкторы,
пирамидки и т. д.);
• элементы ряженья (платки, кофты, юбки, кепки, пелерины и т. д.);
• эмоциональный настрой и желание всех участников игры;
• продуманный несложный сюжет (одно-два действия);
• получение ребёнком одобрения по окончании игры.
Играйте вместе с ребёнком, не отказывайте ему в своём присутствии, покажите ему, что сверстник тоже может быть интересным!
Как развивать речь ребёнка?
Речь – это единственная сфера ребёнка, несоответствие в развитии которой сразу обращает на себя внимание родителей, но почему-то после 1 года, когда не появились первые слова. До этого периода считается, что ребёнок всё наверстает, причин для тревог нет, так как есть дети «поздноговорящие», особенно мальчики, придёт время – и ребёнок заговорит. Доля правды в этих утверждениях есть. Однако существует ряд критериев, по которым мама может сориентироваться в своевременности развития речи ребёнка до 1 года. В 3 месяца появляется гуление, т. е. сопровождение звуками своих действий, выражения неудовольствия и т. д. Это не крик с различными интонациями, по которым мама опознаёт потребности ребёнка. Гуление – определённые звукокомплексы на свои действия. Ближе к 6 месяцам появляется лепет – повторение одинаковых слогов, в которых родители слышат слова «мама», «папа» и обижаются, если первым услышали «баба». Лепет – это не слово, наполненное определённым смыслом, а неоднократное повторение понравившегося сочетания звуков. Позднее появляются первые слова, обозначающие близких людей и простые инструкции («дай», «на»). К году запас слов составляет около 20. если мама внимательно следит за изменением стадий развития речи, записывает в дневник, то она вовремя может отследить малейшее несоответствие в речевом развитии ребёнка. Как правило, когда к трём годам и позднее ребёнок всё же не пользуется речью, эти сведения приходится маме вспомнить на приёме у врача или логопеда. Как правило, неточности будут иметь место, а они влияют на определение причин задержки речевого развития и назначении соответствующего лечения.
Наряду с отслеживанием появления изменений в речи ребёнка следует обратить внимание на раннее развитие двигательной сферы ребёнка. В большинстве случаев задержке речевого развития предшествует (до года, а затем и сопутствует задержка психомоторного развития. Родителей должно встревожить отставание даже на 2 недели умения ребёнка держать голову (1,5 месяца, умения переворачиваться с живота на спину и наоборот (3,5 месяца, сидеть без опор (6 месяцев, стоять у стеночки (10 месяцев, пытаться ходить (11 – 12 месяцев). Появление первых зубов после 6 – 8 месяцев также указывает на неблагоприятное развитие ребёнка. Не надо ждать до 3 лет для обращения за помощью к врачу – невропатологу, дефектологу, логопеду. Чем раньше будет произведена диагностика причин отставания в речевом развитии, тем эффективнее будет работа по его коррекции.
В коррекционной работе по развитию речи огромная ответственность ложится на плечи родителей : они ответственны за раннюю
медикаментозную помощь ребёнку, своевременное обследование и
обогащение словаря ребёнка. Всё, что говорят родители, запоминается ребёнком лучше, чем сказанное чужим ему человеком (воспитателем, логопедом, дефектологом).
Начинать развивать речь ребёнка нужно до года – как наши бабушки, сопровождая каждое своё действие если не потешкой, прибауткой, то словом. После года совместно с ребёнком звукоподражайте животным и птицам, поощряйте каждый звук, каждое слово ребёнка. Чаще спрашивайте: «Кто это?», «Как кричит?», просите: «Скажи». Не успокаивайте себя, что ребёнок всё понимает, но только не говорит. Обращайтесь за помощью к специалистам.
Если к трём годам ребёнок всё же предпочитает добиваться желаемого с помощью жестов и крика, а вы – угадывать желания ребёнка (так как всё равно он непонятно говорит или, с вашей точки зрения, не хочет, то поводов обращения за помощью предостаточно. Для того чтобы речь развивалась, пусть даже непонятная для посторонних и иногда даже для родителя (непонятна звуковая оболочка слова, а не содержание, необходимо создать специальные условия. Договоритесь с родственниками, с которыми вы проживаете, о том, что выполнять желания ребёнка будете только после того, как он скажет словами, а не жестами и криком: «Тебя никто не понимает, когда ты кричишь. Скажи, что ты хочешь. Я тебя поняла. Ты хочешь машинку. Теперь всё ясно, когда ты сказал словами». Изо дня в день, приучая ребёнка говорить словами, вы создадите условия для накопления ребёнком нужных для него слов, которые он раньше не запоминал и не старался повторить, так как все его желания угадывались и исполнялись без помощи речи. Дополнительная помощь медиков и педагогов детского сада помогут ребёнку наверстать упущенное к 7 годам и пойти в школу без проблем в развитии речи.
Прекрасным способом развития речи ребёнка являются словесные игры, которые можно проводить в транспорте, дома, не отрываясь от домашних дел, на улице и т. д. Пополняют речевой запас ребёнка считалки, стихотворения, слушание и пересказ сказок, рассматривание картинок и составление по ним рассказов.
Самым простым способом стимулировать речь ребёнка является просьба рассказать о том, что делали на занятиях в детском саду, показать свою поделку и рассказать о ней, повторить стишок и пропеть песенку с музыкального занятия. Как жалко, что родители не пользуются этой прекрасной возможностью для развития речи ребёнка!
Составление рассказов по фотографиям – ещё одно из увлекательных способов. Фотография заставляет ребёнка не только узнать себя, но и вспомнить прошлый опыт, описать свои ощущения, вновь пережить радость. Поэтому старайтесь запечатлеть каждый яркий момент в жизни ребёнка, зная, что это пригодится для развития его речи. Успехов!