Ирина Борисовна Кайль
Программа «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами театральной деятельности «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
3. Планируемые результаты освоения программы…
4. Методическое обеспечение
Пояснительная записка
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Публикация «Программа „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами театральной деятельности „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.
Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
У ребёнка развивается воображение и фантазия.
В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Содержание проекта рабочей программы выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Законодательно-нормативное обеспечение программы
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программа, реализуемые в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
• Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
• Устав МКДОУ «Детский сад «Берёзка»».
• Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
Цель: создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность в условиях детского сада с. Мамонтова.
Задачи:
1 Сформировать умение манипулировать разными предметами, развивать речь и обогащать словарь детей,
2 Развивать мелкую моторику рук
3. Установить взаимопонимание и взаимоуважение между педагогами и детьми, их родителями;
4. Создать условия для реализации продуктивной деятельности детей (оформление папок-передвижек, фото альбом).
Принципы работы по программе
• принцип доступности –обучение и воспитание ребенка в доступной,
• привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
• принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный
• принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями,
• принцип оздоровительной направленности –на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
• принцип коммуникативности –создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
• принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
При составлении программы учитывались особенности детей
конкретного детского сада.
Характеристика особенностей развития детей 4-5лет.
Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга.
К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться к собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.
С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т. д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т. д.)
В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.
Общение ребенка 4-5 лет.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наступает период «почемучек» : ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.
Срок реализации программы.
Программа реализуется в течении учебного года: с сентября по май.
Календарно-тематический план
Сроки реализации Тема
месяца Содержание деятельности. Мероприятия
с детьми и родителями.
Сентябрь
«Осенняя пора!»
Пальчиковая игра «Что нам осень подарила?» (овощи и фрукты)
Беседа:
«Осень золотая в гости к нам пришла»
Экскурсия:
«Наш детсад в осеннем убранстве»
Совместно с родителями:
«Огородные фантазии»
Составление осеннего гербария:
«Осень разноцветная»
Октябрь
«Мой дом»
Игра с пальчиками «1-2-3-4…Кто живёт у нас в квартире?»
Беседа
«Я и моя семья»
Художественная литератур
«Три весёлых братца»
Совместно с родителями:
Оформление фотоальбома на тему «Как мы дома помогаем?»
Ноябрь
«Мое село» Пальчиковая игра «Стук, стук, стук…»
Беседа
«Мой детский сад»
Развлечения :
«Мои любимые игрушки»
Совместно с родителями оформление фотоколлажа:
«Мы гуляем по селу»)
Художественной литература:
Л. Толстой «Спала кошка на крыше»
Декабрь
«Наш любимый детский сад»
Пльчиковая игра «Садись-ка пальчик в вертолёт.»
Беседа
«Детский сад «Берёзка»
Экскурсия по детскому саду
(прачечная, пищеблок,)
Совместно с родителями:
Папка- передвижка: «Игрушка своими руками.»
Развлечение «Новый год»
Художественная литература:» Стихи про ёлочку»
Январь
«Моя одежда, моё лицо….»
Пальчиковая игра «Посчитаем в первый раз,Сколько обуви у нас.» Беседы:
«Какая одежда на мне?»
Рассматривание картинок:
«Одежда и обувь»
Совместное творчество с детьми:
«Украшаем Катин сарафан»
Совместно с родителями:
Пополним пальчиковый театр (изделия связанные бабушкой, прабабушкой)
Февраль
«Игрушка» Пальчиковая игра
«Снежок.»
Беседы:
«Игрушки»
Презентации
«Игрушка-выскочка»
Составление фотоальбома:
«Моя любимая игрушка»
Совместно с родителями:
Консультация «Вместе с куклой я расту!»
Март
«Профессии села и детского сада»
Пальчиковые игры
«С толстой сумкой ходит он.»
Беседа
«Кто наш детский садик подметает?»
Экскурсия:
наблюдения за трудом дворника
Совместно с детьми:
Рассмотрение альбома «Мир профессий»
Совместно с родителями:
Оформление папки-передвижки
«Моя мама и папа на работе
и папы»
Апрель
«Природа весной…»
Пальчиковая игра
«В дождь по лужам не ходи…»
«Весёлые льдинки.»
Беседа:
«Кто в лесах живёт? Что в лесах растёт?»
Экскурсия:
«…Какие деревья уже распустились?»
Совместно с детьми и родителями:
Изготовление поделок из природного и бросового материала)
Май
«Насекомые…»
Пальчиковая игра «Прилетела к нам вчера, полосатая пчела…».»
Беседа:
«…. Божия коровка.»
Дидактическая игра:
«Отгадай. Что за насекомое?»
Экскурсия:
«На физкультурный участок.»
Совместно с детьми и родителями:
«Расскрасим пальчиком цветы на лугу.»
Планируемые результаты освоения программы
1. Расширение знаний в развитии речи детей, возрастание интереса к детскому саду.
2. Воспитание бережного отношения к детскому саду.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских навыков проектной деятельности.
3. Главное – помочь детям развить речь через театрализованную деятельность в условиях детского сада.
Методическое обеспечение.
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2.«Играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокина
3.«Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
4. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин.
5. «Театр возможного» А. Буренина
6. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. Театрализованные игры в детском саду
7. Картотека «Умные пальчики» картотека № 4а