Екатерина Федюшина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказок А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о сказках русского поэта и писателя А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Закреплять знаний о героях и сказках А. С. Пушкина, развивать активное восприятие поэзии.
- Развивать интерес к художественной литературе.
- Обогащать опыт слушания за счет стихотворных форм произведения.
- Поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Образовательная область «Коммуникация»
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „По страницам сказок А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Формировать умение взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать, сопереживать героям сказок.
Образовательная область «Познание»
- Развивать зрительное и слуховое восприятие через поэзию, просмотр слайдовой презентации.
- Повторение и закрепление у детей знание содержания сказок А. С. Пушкина.
Образовательная область «Социализация»
- Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
- Развивать умение передавать эмоциональные состояния (обида, радость) в имитационно – образных играх.
Форма проведения: интегрированная образовательная деятельность.
Методические приемы: художественное слово, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ слайдов, подвижная игра, музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование:
Электронная презентация по сказкам А. С. Пушкина; проектор, ноутбук, доска для презентаций; волшебная книга сказок, карточки с изображением эмоциональных состояний, мягкие модули, для игры; картинки героев сказок, картинки на каждого ребенка с изображением золотой рыбки.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание в грамзаписи сказок А. С. Пушкина : «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Ход.
1. Дети заходят в зал и садятся на стулья.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я принесла вам сказочную книгу АС. Пушкина. Вы знаете, кто такой Пушкин?
Дети: Это русский поэт и писатель.
Воспитатель: - Сказки Пушкина ведь чудо
Это прелесть без конца
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
(открываю книгу). Ах, ребята, посмотрите, что случилось! Все герои в сказках перепутались. Что же нам делать? Ребята, давайте поможем сказочным героям.
Дети: Нужно вернуть героев в свои сказки.
1слайд (на нем изображены герои из сказок)
Дети: да.
2. Воспитатель: - Дети, а вам знакомы эти сказочные герои?
Дети: знакомы.
Воспитатель: - Ребята, в книжке остался отрывок из какой-то сказки. Послушайте его. (Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Говорит старику старуха :
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в Окияне море.
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Воспитатель: - Ребята, как называется эта сказка?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Давайте проверим, посмотрите на экран, правильно!
2 слайд (иллюстрация из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Воспитатель: - Я вам сейчас буду задавать вопросы по сказке и посмотрю, как вы ее знаете.
Воспитатель: - Что хотела старуха получить от рыбки?
Дети: получить корыто, дом, стать столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.
Воспитатель: - Какое желание не выполнила рыбка?
Дети: желание быть владычицей морскою.
Воспитатель: - Почему
Дети: старуха была жадная и неблагодарная, рыбка и так сделала для нее много.
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, каким в сказке изображен старик?
Дети: добрый, мягкий, послушный, покладистый, сговорчивый.
Воспитатель: - Ребята, на доске вы видите две схемы: одно лицо какое? (доброе). - Другое? (злое).
Воспитатель: - Дети у меня есть герои этой сказки, поместите их под нужными схемами.
Воспитатель: - А старуха?
Дети: злая, жадная, наглая, бессовестная.
Воспитатель: - Золотая рыбка, какая?
Дети: честная, добрая, отзывчивая, волшебная.
(Дети выполняют задание и садятся на стульчики).
Воспитатель: - Молодцы! Смотрите, ребята, у нас есть еще герои, а в моей книге отрывок из сказки, послушайте его:
Едет с грамотой гонец,
И приехал, наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Мой вопрос совсем простой, как названье сказки той?
Дети: сказка о царе Салтане.
3 слайд (иллюстрация из сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Воспитатель: - Давайте проверим, смотрим на экран.
Воспитатель: - Правильно назвали сказку. Эта «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Назовите героев этой сказки.
Дети: царь, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.
Воспитатель: - Скажите, а кто желал зла царевне?
Дети: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха,
Воспитатель: - Почему?
Дети: они завидовали ей и хотели быть на ее месте.
Воспитатель: - Расположите под схемами этого героя.
Воспитатель: - Правильно ли поступил царь, что приказал посадить царицу с сыном в бочку
Дети: нет, он не должен был верить никому, а проверить все самому.
Воспитатель: - Ребята я предлагаю вам подойти к доске и расставить всех героев этой сказки под схемами (дети выполняют задание и садятся на стульчики).
Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться в эту сказку? Попасть мы сможем туда только на волшебном корабле, который мы с вами построим (Дети строят из мягких модулей корабль). Мальчики, помогите, пожалуйста, девочкам подняться по трапу. Готовы к отплытию?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята закройте глаза и мы отправляемся.
Ветер весело шумит, судно весело бежит
И заветная страна вот уж издали видна
Воспитатель:- Кто там песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.
Воспитатель: - Ребята, кто добывал изумруды из орешков?
Дети: белка.
Воспитатель: - На острове много скорлупы и «изумрудов». Делимся на две команды. Давайте поможем собрать их. Одна команда собирает скорлупу, другая изумруды. Скорлупу в одну корзину, а «изумруды» в другую.
Игра выполняется под музыку.
Воспитатель: - Молодцы! Думаю, мы очень помогли жителям этого острова. Нам пора возвращаться домой (помогаем ветру-дуем).
Воспитатель: - Ребята, послушайте еще один отрывок из сказки :
«Здравствуй, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
Воспитатель: - Вы догадались, что это за сказка?
Дети: да, о мертвой царевне.
Воспитатель: - Правильно это сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»
4 слайд (иллюстрация из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).
Воспитатель: - Ребята, назовите героев этой сказки?
Дети: царь, царица, царевна, королевич Елисей, чернавка богатыри.
Воспитатель:- Скажите, за что царица так невзлюбила свою падчерицу-царевну?
Дети: она хотела быть самой прекрасной на свете, а зеркальце ей говорило, что царевна лучше её.
Воспитатель: - Ребята, подойдите к доске и расставьте героев к схемам (дети выполняют задание и садятся на стульчики).
Воспитатель: - Могут ли плохие герои стать хорошими?
Дети: могут.
Воспитатель: - Что они должны для этого сделать?
Дети: они должны совершать хорошие поступки, делать добро людям.
Воспитатель: - Давайте вернем героев на странички их сказок (выполняем задание, приклеиваем картинки в книгу, затем садимся на места)
Воспитатель: - В каждой сказке есть волшебные предметы. Их у нас не хватает.
У меня для вас, ребятки, есть еще одна загадка.
У меня есть волшебный ларец, в котором лежат предметы из сказок. Я их буду доставать, ну а вы их называть.
5 слайд (эпизод из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» с корытом)
6 слайд (эпизод из сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» с пером лебедя)
7слайд (эпизод из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»с зеркальцем).
Давайте дополним ими странички наших сказок (дети выполняют задание и садятся на свои места).
8 слайд (с изображением книги Пушкина)
Воспитатель: - Чему учат нас эти сказки?
Дети: добру, взаимопомощи, честности, умению держать свое слово.
Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне, станьте в круг. Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда мы разговаривали о сказках Пушкина? Что запомнилось? Что понравилось?
Дети: радость, что добро победило зло, переживание за героев, волнение.
Воспитатель: - Представьте, что в обе ладошки мы взяли добро, протяните руки в середину круга, раскройте ладошки, поделитесь добром друг с другом. Мне очень понравилось с вами общаться, в моей душе были самые добрые чувства и я хочу с вами ими поделиться. Я приготовила для вас сюрприз! Пусть эти золотые рыбки исполняют самые добрые ваши желания!
Воспитатель: Спасибо всем за участие!