резяпова гульфира
Конспект занятия «По стране Правознайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
- закрепить знания о Всеобщей Декларации прав человека;
- углубить знания о правах и обязанностях ребенка;
- развивать положительное отношение к законам и стремление действовать в соответствии с законами жизни;
- способствовать формированию правовой культуры;
-формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;
-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
Публикация «Конспект занятия „По стране Правознайке“» размещена в разделах
Оборудование: презентация.
Форма проведения: викторина по сказкам
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.
(отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")
- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране?
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
- А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т. д. (отрывок из м/ф «Чиполлино»)
В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")
- Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
- Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Правила поведения в школе
- Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей.
Вопрос-ответ.
1) Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
2) Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
3) Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
4) Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
5) На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
6) Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
7) Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
8) Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
9) Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
10) Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
11) Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
12) Всемирный документ, провозглашающий права личности, гражданские, политические, социально-экономические права и свободы. Декларация, конвенция.
I. Игра «Да! Нет!»
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Какой документ провозглашает права человека?
– Какой документ защищает права детей?
– Самый главный документ государства?
II. Отгадай сказку.
1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)
2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого как летательный аппарат гусей? («Гуси -Лебеди»)
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
4. В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
8. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
9. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
10. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
11. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей : покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
III. «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»
В: Ст. 22 Закона РБ «О правах ребёнка» гласит «Каждый ребёнок имеет право на отдых».
(И мы сейчас воспользуемся этим правом.)
Я буду называть действия ученика на уроке - если вы считаете их правильными (Хлопайте) - если нет (Топайте).
* приходить в школу во время (Хлопайте)
* есть конфеты (Топайте)
* слушать учителя
* опаздывать на урок
* отвечать на вопросы
* спать на уроке
* выполнять домашнее задание
* жевать жевательную резинку
* вертеться на уроке.
IV. Конкурс. «Анаграммы»
Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм.
Ребенок — КОРЁНБЕ
Семья – МЯСЬЕ
Страна – АРАНСТ
Закон – КОНЗА
Жизнь – ЗИНЬЖИ
Родители – ДИЛИЕТОР
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Право – В О Р А П
Школа – Л О К А Ш
Отдых – Д Ы Х О Т
Человек – Л О В Ч Е К Е
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
V. Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают :
Пользуется правом или обязан выполнить….
1. запрет курить детям;
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин;
3. запрет кататься по перилам лестницы;
4. запрет играть на проезжей части дороги.
VI. «Собери пословицу»
Береги одёжу снову, а честь - смолоду.
При солнышке тепло, при матери – добро.
Грамоте учиться – всегда пригодится (на образование)
Делу – время, а потехе – час (на отдых)
Правда суда не боится (на защиту своих интересов)
Жить – родине служить (на защиту Родины)
Хочешь есть калачи, не сиди на печи (на труд)
VII. Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».
№ 1.
Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…. (разрешается)
№ 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …. (разрешается)
№ 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…. (запрещается)
№ 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда ….(Запрещается)
№ 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа ….(Запрещается)
IX. Стихи о правах и обязанностях (читают дети)
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права :
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!