Елена Бастрыгина
Проект опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Удивительный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Развитие познавательной активности у детей, вопрос актуальный на сегодняшний день.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.
ТИП ПРОЕКТА: - познавательно – исследовательский
ВИД ПРОЕКТА: - групповой
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - краткосрочный, январь-февраль 2024г. УЧАСТНИКИ: воспитатели дети младшей группы №10 (2-3 года) родители
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: вызвать интерес детей к экспериментированию, расширить и углубить их знания и представления об окружающем мире.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Познавательные:
Познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы. Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экспериментов.
Формирующие: сформировать у детей навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы.
Развивающие: развивать игровой опыт каждого ребёнка. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мышление, воображение, речь.
Воспитательные: воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость и аккуратность.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Сбор методической и художественной литературы по теме;
Подбор игр, загадок, стихов;
Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами;
Составление плана реализации проекта;
Создание картотеки опытов.
Исследовательский
Проведение экспериментов с разными объектами неживой природы.
Заключительный
Фотовыставка «Маленькие исследователи».
Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ.
Методы и приёмы
Словесный:
• Вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово).
Наглядный:
• Наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности.
Практический:
• Экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка.
Игровой:
• Создание игровой ситуации, привлечение сказочных героев, смена деятельности.
Принцип повтора
Ко многим опытам и экспериментам надо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях.
Воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод.
СВОЙСТВА СНЕГА
Цель: способствовать формированию у детей способов зрительного и тактильного обследования; продолжать знакомить детей со свойствами снега.
ВЫВОД: Снег состоит из снежинок, холодный, мягкий, липкий, не пахнет, окрашивается, тает в тепле и превращается в воду.
Цветные льдинки
Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. Развивать умение делать простейшие выводы.
Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества
Льдинки холодные, а наши ручки тёплые; льдинки начали таять и превращаться в воду.
Как образуется лёд?
ВЫВОД: Вода замерзает на холоде и превращается в лёд. Замёрзшая вода имеет форму.
ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ
Цель: Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. Развивать умение делать простейшие выводы.
Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества
Льдинки холодные, а наши ручки тёплые; льдинки начали таять и превращаться в воду.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Актуальность Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739179296.jpg)
ЧТО В ПАКЕТЕ?
Цель: обнаружить воздух.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты. Рассмотреть пустой пакет.
ВОПРОС: что находится в пакете?
Проблемная ситуация. Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.
Результат Дети наполняют пакеты воздухом. И зажимают их руками.
ВОПРОС: А сейчас что в пакете? Открывают пакет и показывают, что в нём ничего нет. Обращают внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Почему казалось, что пакет пустой?
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739179465.jpg)
ВЫВОД: Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739179628.jpg)
ИГРЫ С СОЛОМИНКОЙ.
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
ВЫВОД: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он лёгкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739180336.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Китайская пословица гласит Расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739180390.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Если ребенок слышит и делает все сам то усвоит все прочно и надолго](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739180419.jpg)
КАК ОБРАЗУЕТСЯ ВЕТЕР?
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением, помочь создать ветер, различать его силу.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Игровые действия: «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?»
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 ТИП ПРОЕКТА познавательно исследовательский ВИД ПРОЕКТА групповой СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА краткосрочный январь февраль г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739180890.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 УЧАСТНИКИ воспитатели дети младшей группы года родители ЦЕЛЬ ПРОЕКТА вызвать интерес детей к экспериментированию расширить и углубить их знания и представления об окружающем мире](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739180915.jpg)
СВОЙСТВА БУМАГИ
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги.
бумагу можно мять
бумагу можно сложить
бумагу можно порвать
на бумаге можно рисовать
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познавательные Познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739181010.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экспериментов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739181209.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Формирующие сформировать у детей навыки экспериментирования умение делать простейшие выводы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739181226.jpg)
ПЕСОК, ЕГО СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ
Отгадай загадку.
Из камней он появился,
Зернами на свет родился:
Желтый, красный, белый
Или светло-серый,
То морской он, то - речной.
Отгадай кто такой? (Песок)
ЗНАКОМСТВО С ПЕСКОМ
Познакомить детей со свойствами песка: сухой, сыпучий, из мокрого можно лепить куличики. Сухой песок светлый, коричневый; мокрый - темный, холодный.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Развивающие развивать игровой опыт каждого ребёнка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739182055.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Развивать тактильное восприятие мелкую моторику рук мышление воображение речь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739182651.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Воспитательные воспитывать любознательность стремление наблюдать и экспериментировать](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739182668.jpg)
ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Воспитывать умение работать в коллективе усидчивость и аккуратность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739182958.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Исследовательский Проведение экспериментов с разными объектами неживой природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739182979.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Заключительный Фотовыставка Маленькие исследователи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-295431-1739183021.jpg)
РЕЗУЛЬТАТЫ
• Дети приобрели знания о снеге, льде, воздухе, бумаге, начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности.
• Игры-эксперименты способствовали воспитанию у детей эмоционального настроя, любознательности, стремления к экспериментированию, развитию сенсорных навыков, мелкой моторики рук.
• У детей значительно увеличился словарный запас, сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя.
• Дети стали более самостоятельными, научились сотрудничать с другими детьми.