Надежда Звягинцева
Консультация для родителей «Плохие слова из туалетной лексики»
▼ Скачать + Заказать документы
Чаще всего реакция взрослых на туалетную лексику из уст детей, негодующая, вербально агрессивная или, наоборот, растерянная, «обезоруженная», что обусловливает их дальнейшую неверную тактику. «Повтори, что ты сказал!», «Если я ещё раз от тебя это услышу» и т. д. Или молчаливый уход от проблемы («я не знаю, как поступить, поэтому сделаю вид, что я ничего не слышал или я такого слова не знаю»). Любая подобная тактика будет ошибочной и неверной.
Публикация «Консультация для родителей „Плохие слова из туалетной лексики“» размещена в разделах
Нарваться на гнев и грубость взрослого повторно, в действительности, никто из детей не хочет. Нарушая запрет на табуированную лексику, они проверяют границы возможного. Каждый раз, произнося что-нибудь этакое, ребенок выясняет, что можно и до какой степени, а что нельзя.
Плохие, бранные слова в разном возрасте имеют разное значение. И, если в три, например, ребенок использует ругательства, как эффективный способ нарушить правила и привлечь внимание, то в четыре-пять такое поведение можно считать последствием влияния окружающих, которое напрямую отражает как речь, так и поведение ребенка.
Именно в этом возрасте дети склонны копировать выражения и слова взрослых, даже если их точный смысл им непонятен. Сквернословя в этом возрасте, дети получают от взрослых реакцию в виде мощного эмоционального «коктейля» : недоумение, растерянность, удивление, негодование, злость, ярость и прочее. И пусть эта реакция негативная, но она настолько яркая и сильная, что ребенок способен понять силу воздействия на взрослых от произнесенных им слов. Именно это закрепляет интерес к туалетной и ненормативной лексике, и порождает массированную атаку использования бранных слов дома, на улице и даже в детском саду в различных вариациях. Парадоксально, но, чем сильнее и жестче будет реакция взрослых, тем активнее будет продолжение данной атаки. Объясняется это тем, что ребенок таким способом получает личностное внимание (пусть и отрицательное, в котором он имеет большую потребность и которое, учитывая современные реалии и занятость взрослых, он не всегда получает в необходимом объеме.
Сказануть что-нибудь «этакое» и получить мгновенную реакцию взрослых к себе – самый легкий способ. Ведь за мамой, папой или бабушкой можно ходить весь вечер, уговаривая их поиграть в настольную игру или выслушать какую-то историю, которой ребенок хочет поделиться. А если произнести то, что под негласным запретом, то у взрослых мгновенно найдутся и время, и силы, проявить к ребенку внимание. И даже то, что такое внимание со знаком «минус» не меняет сути, ведь ребенок получает реакцию на себя, «коряво», но «говорящую» ему о том, что его замечают, «он есть».
Именно поэтому же, не стоит делать вид, что вы «не слышали» или «не знаете» слов ругательств, произнесенных детьми. Если, к примеру, ваш ребенок заболел и сильно кашляет, а вы упорно делаете вид, что не слышите и не видите этого. Это про что будет? Конечно, про игнорирование: «мне не важно, что с тобой, ты мне безразличен». Такое безразличие в психологии называется эмоциональной депривацией, которая порождает в личностной структуре ребенка много нарушений и осложнений.
К тому же, если вы не объяснили ничего, у ребенка появляется непреодолимое желание узнать про «плохие» слова побольше из других «источников» : на площадке, в детском саду, у друзей, у бабушки и дедушки, и, возможно, получит совсем неправильную информацию или нагоняй. Так что молчание про «это» - не выход.
Детскую потребность в подобной информации нужно удовлетворять без эмоциональной реакции. Полное отсутствие эмоционального отклика на вульгарную речь ребенка, поможет сделать бессмысленной игру в «крепкие словечки». Попробуйте, без разборок и истерик, проиграть «щекотливые» ситуации. Ребенок говорит «какашки», а вы (без эмоциональной реакции») продолжите в рифму - букашки, промокашки и т. д. Плавно переводя в рифму ряд других, нейтральных слов : оса – коса, мишка – шишка, елка – полка.
Если же ребенок в детском саду использует такие слова как «попа» или «пиписька», то следует спокойно объяснить их значение и неуместность употребления их в обычной речи. Подобные ругательства часто служат своеобразным «входным билетом» в круг авторитетных сверстников в группе, неким способом самоутверждения в детском коллективе. Выход за рамки допустимых правил приличия лишь усиливает желание нарушить запрет. В такой ситуации взрослым следует научить ребенка критически оценивать собственную и чужую речь, объяснить ему, что употреблять бранные слова строго запрещено.
Также необходимо разграничить абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька», и слова обидные, оскорбительные для других («у тебя дурацкий папа»). Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя, что такими словами другим людям можно причинить боль и поэтому делать это недопустимо.
Так вы сможете провести данный возрастной этап в жизни ребенка не в сражении с ним, а в дружбе, в игре, в понимании. А вскоре заметите, что ребенок попросту перестал использовать туалетную и бранную лексику, акцентируя свое внимание на чем-то другом, важном для него в этом возрасте.
До 5-6 лет любые «плохие слова» детей не несут никакой смысловой нагрузки, являясь, по сути, почти звукоподражанием. Смысл «не хорошим» словам придаем мы, взрослые. Для детей это всего лишь слова. И если никак на это не реагировать и ничего с этим не делать (на проявляя эмоций, то это перестанет быть для ребенка увлекательным. Запомните, если ребенок, придя из детского сада, спрашивает у мамы значение слова «попа» (или его вариации, скорее всего, он уже все хорошо знает, а спрашивает просто для того, чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Вам, взрослому. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?»
Также, всем членам семьи, стоит обратить внимание на себя и свое поведение дома. Если папа позволяет себе отпускать в сторону мамы что-то типа «Ну ты коза безмозглая», то сыну потом будет очень сложно объяснить, что так говорить нельзя ни воспитательнице, ни девочке.
Есть и еще одна проблема – проблема общей культуры, вернее, проблема безкультурной лексики в современном обществе. Ведь «плохие» слова или туалетную лексику ребенок может услышать буквально на каждом шагу в любом закоулке или даже в общественном месте. Объясните, что разговаривать так в обществе – это не только не уважать окружающих, но и не уважать себя. Такие люди теряют уважение, быть вульгарным не красиво.
Дети в дошкольном возрасте «безнормативны», для любого ребенка семья — это мир, это норма и то, как должно быть, семья – его первый социальный институт. Именно в семье он принимает за норму все, что видит и слышит. Поэтому, на родителях в первую очередь лежит ответственность за то, каким человеком вырастет их ребенок. Отсюда и выражение «Не воспитывай детей, все равно будут такими, как ты, - воспитывай себя». Там, где в семье не употребляется ненормативная лексика, ребенок ее использовать не станет. Поэтому почаще смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы.
В 7-мь лет для детей характерен рецидив интереса к ругательствам. В этом возрасте необходимо объяснить ребенку смысл используемых им слов, а затем и задать вопрос о том, чтобы он сам чувствовал, если бы услышал аналогичные высказывания в свой адрес. Объясните, что нанести другому человеку серьезный, душевный ущерб можно не только физически, но и морально, с помощью вербальной агрессии. Это позволит ребенку оценить последствия своих высказываний и понять, что самоуважение неразрывно связано с культурой речи. Самый важный совет для родителей и всех взрослых, причастных к воспитанию и развитию ребенка: станьте примером для ребенка. Взрослые, будьте такими, чтобы дети хотели вам подражать. Если бранное слово все-таки слетело с ваших уст в их присутствии, не бойтесь извиниться. В этом случае ребенок будет с уважением относиться и к себе, и к окружающим его людям. «В человеке все должно быть прекрасно…»