Татьяна Васькина
Плавание как средство оптимизации двигательного режима детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Плавание – как средство оптимизации двигательного режима детей с ОВЗ
В дошкольном возрасте формируется фундамент здоровья ребёнка. Одним из многих факторов влияющих на здоровье является двигательная активность.
Двигательная активность – естественная физическая и специально организованная двигательная деятельность ребёнка, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.
Одной из форм двигательной активности детей с ОВЗ являются занятия по плаванию.
Публикация «Плавание как средство оптимизации двигательного режима детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Занятия с детьми с ОВЗ проходят индивидуально или в подгруппе. При планировании занятий учитывается возраст ребёнка, индивидуальные особенности, специфика двигательного нарушения, психические и личностные качества ребёнка. Подбираются специальные приёмы и методы обучения плаванию детей с ОВЗ. Первый метод – наглядный, тренер осуществляет показ движений в целостном виде с разделением на части и использует специальные средства наглядности : плакаты, рисунки, картинки. Второй метод – словесный, инструктор объясняет детям в виде образных выражений, сравнений и даёт точное описание техники изучаемого движения. Так же используют практический метод обучения, выполняется многократное повторение движений, сначала по элементам и затем полностью. Обучение проводится в облегчённых условиях, движения изучаются в игровой форме, при обучении применяется тактильное восприятие ребёнка. В процессе обучения плаванию детей с ОВЗ решаются общие и коррекционные задачи:
• укрепление здоровья и закаливание
• развитие плавательных способностей
• совершенствование двигательных навыков
• компенсация нарушенных функций
Занятие по плаванию делится на части : Вводная, основная и заключительная.
В водной части происходит разучивание на суше плавательных упражнений, дающих представление о движениях в воде. Дети выполняют специальные и коррекционные упражнения. Упражнения подбираются на все группы мышц индивидуально для каждого ребёнка. Они выполняются из исходных положений: лёжа, сидя, стоя. Проводятся в определё нной последовательности: для рук, плечевого пояса, шеи, туловища и ног. Для эффективности выполнения упражнений используются пособия: резиновые ёжики, ленточки, султанчики, мячи, колечки. Для детей с двигательными нарушениями применяются упражнения коррекционной направленности. Если у ребёнка нарушено зрение, то тренеру необходимо ориентироваться, при выполнений упражнений, на движения относительно ребёнка.
На занятиях в водной части используются следующие упражнения: «Мельница» – одновременные и попеременные движения рук вперёд и назад – имитация гребковых движений, «Фонтан» – попеременные движения ногами как при плавании кролем, «Крокодил» – стойка на ладошках и стопах, тело выпрямлено, «Стрела» – руки вверху за головой, ладошки прямые, одна на другой, «Морской ёжик» – присесть обхватить колени руками, голову к коленям, «Кто дольше» – на 1-2 сделать вдох носом, 1-6 - выдох.
Правильное выполнение упражнений в водной части положительно воздействует на организм ребёнка. У детей развивается координация движений, формируется правильная осанка, корректируются двигательные нарушения.
В основной части проводится следующая двигательная деятельность. Выполняется ходьба в воде. Дети учатся стоять в воде держась за поручень, ходить в разных направлениях, по кругу, от бортика к бортику, с поддержкой тренера, у неподвижной опоры, с подвижной опорой. Дети выполняют следующие игровые упражнения: «Дойди до рыбки», «Цапля», «Солнышко», «Горячо», «Великаны». Ходьба в воде благоприятно воздействует на все группы мышц нижних конечностей, ребёнок учится принимать вертикальное положение. Для детей с нарушением зрения, при проведении ходьбы, лучше использовать звуковые ориентиры: хлопки, голос, погремушку, колокольчик и применять яркие ориентиры: флажки, игрушки.
Так же дети учатся бегать в воде: в разных направлениях, по кругу, от бортика к бортику, у неподвижной опоры. Выполняются следующие упражнения: «Чей кораблик быстрее», «Догони мяч», «Кто быстрее до меня». При выполнении упражнений укрепляются мышцы нижних конечностей. Упражнения дети делают с поддержкой тренера.
Очень нравятся прыжки в воде. Лучше начинать с простых прыжков у неподвижной опоры, затем выполняются прыжки без опоры на месте и затем в разных направлениях. Ребё нок выполняет следующие игровые упражнения: «Достань бабочку», «Прыгни выше». Прыжки в воде благоприятно воздействуют на организм ребёнка. Происходит укрепление стопы и дети учатся владеть своим телом. Все упражнения проводятся с поддержкой тренера.
Так же в воде дети выполняют разнообразные упражнения для рук: «Стрела», «Лодочка», «Ножницы, «Силачи», «Пловцы», «Мельница». При выполнении упражнений для рук происходит укрепление всех групп мышц верхних конечностей. Движения для рук выполняются в разных исходных положениях: в ходьбе, стоя, сидя в воде и на ступеньке, в наклоне, лёжа и при помощи тренера. Очень полезны упражнения для пальцев рук в воде. Можно проводить пальчиковую гимнастику в стихах, игровые упражнения с предметами, сюжетные упражнения с ладошками в воде. Применяются следующие упражнения: «Сорока белобока», «Дружная семья» «Разложи камешки по стаканчикам», Собери бутылочки по ведёркам», «Выжми разноцветные губки», «Перелей воду», «Закрути крышечки», «Приделай хвостик рыбке», «Освободи краба из сети», «1-2-3 – морского обитателя ладошками покажи». При выполнении упражнений на пальчики у детей развивается мелкая моторика, осуществляется раскрытие кисти, ребёнок учится захватывать предмет всей кистью, выполнять дифференцированные движения пальцами рук, развивается речевые навыки у детей с ТНР при проговаривании стихов. Данные упражнения выполняются из разных исходных положениях: в ходьбе, стоя, сидя и с поддержкой тренера. В процессе выполнения упражнений, необходимо разгибание тренером зажатых пальцев рук погруженных под воду и перемещение с ними, удерживая подобное положение кисти ребёнка.
Так же дети учатся нырять в воду. При проведении упражнений надо придерживаться определённой последовательности. Начинать с умывания, затем погружаются по шею, потом до подбородка, затем до уровня носа, глаз и после погружают лицо с задержкой дыхания. Проводятся различные игровые упражнения: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Островок», «Достань колечки под водой», «Носик утонул. При выполнении упражнений развиваются дыхательные навыки и дети учатся ориентироваться в пространстве. Обучение выполнению каждого упражнения на ныряния может длится несколько месяцев. При проведении необходима поддержка тренера.
Далее дети учатся правильно выполнять вдох и выдох. Так как у детей с ОВЗ наблюдается недостаточный объём выдыхаемого воздуха. Выдох слабый, прерывистый, легко нарушается при двигательной нагрузке. Упражнения выполняются последовательно: на суше, затем дуют на воду, в воду, выдох под воду. Детям нравится выполнять следующие упражнения: «Подуй на вертушку», «Шторм в стакане», «Подуй на медузу», «Капелька», «Снежинка», «Дуем на дельфина», «Осенний листик», «Подуй на жучка», «Большие пузыри». При выполнении упражнений у детей вырабатывается сильный и непрерывный выдох.
Детям очень нравится лежать на воде. Упражнения на лежания выполняются на груди и на спине. Делают следующие игровые упражнения: «Звезда», «Медуза», «Стрела», «Стрела-Звезда». Они имеют большое оздоровительное значение. Способствуют расслаблению мышц тела, ребёнок учится держать равновесие, совершенствуется навык находиться в воде в горизонтальном положении, снимается нагрузка с опорно-двигательного аппарата. При проведении упражнений лучше использовать поддерживающие приспособления: круг, доска, жилет. При проведении упражнений инструктор передвигается с ребёнком в разных направлениях. Если ребёнок лежит на груди, то необходимо поддерживать его шею из-за её слабости. Рекомендуют включать спокойную музыку для полного расслабления. Лёжа на спине можно проводить расслабляющую гимнастику для глаз у детей с нарушением зрения.
При плавании большое значение имеют движения ног. Если ребёнок правильно двигает ногами в воде, то он и быстрее научится плавать. Упражнения для ног ребёнок делает лежа на груди, на спине, сидя. Обучение движениям ног надо последовательно. Начинать надо у неподвижной опоры, затем с подвижной опорой и отталкиваясь от стены. Дети с удовольствием выполняют следующие упражнения: «Фонтан», «Крокодил», «Оттолкнись дальше», «Велосипед», «Волны». Такие упражнения имеют оздоровительное значение. При выполнении ребёнок тренирует мышцы и связки голеностопного сустава. Они помогают формированию и укреплению стопы. Упражнения выполняются с поддерживающими пособиями: доски, мячи, круги. Если у ребёнка пониженный мышечный тонус в ногах, тренеру необходимо производить сгибание и разгибание его конечностей. Поддерживающую опору лучше заменять от больших к маленьким. Необходима правильная поддержка тренера при выполнении упражнений. Менять темп выполнения движений: плавно и медленно, плавно и быстро.
Так же дети с ОВЗ учатся скольжению по воде. Скольжение выполняется на груди или на спине. Ребё нку нравится выполнять упражнения на скольжение: «Стрела», «Торпеда», «Тоннель». При выполнении упражнений дети учатся принимать горизонтальное положение, продвигаться вперёд скользя по воде и ориентироваться в пространстве. При проведении упражнений надо применять различные виды ручных поддержек. Упражнения в скольжении выполняются с различным положениями рук: вверху, внизу, в стороны и с изменением скорости перемещения в воде. Ребёнок с ДЦП при скольжении, выполняет упражнение двигая одной поражённой рукой или ногой, с помощью тренера, и при движении необходимо применять поддерживающие устройства.
Детей учат простому способу плаванию кроль на груди и на спине. В процессе плавания способом кроль, у ребёнка формируется умение держаться на воде, развивается координация движений, происходит укрепление опорно-двигательного аппарата. Способ плавания подбирается в зависимости от двигательного нарушения. При обучении необходима поддержка тренера. В процессе обучения использовать поддерживающее средство - доска для плавания и придерживаться определённой последовательности. С начала ребёнок учится согласовывать движения рук и ног, затем движения рук с дыханием с применением плавательной доски, потом без доски, далее сочетать движения рук и ног с дыханием и затем он должен проплыть с координацией с поддержкой или без поддержки взрослого.
Для закрепления и совершенствования двигательных навыков в плавании, чтобы вызвать положительные эмоции у ребёнка с ОВЗ, проводятся разнообразные игры в воде: с бегом, брызганием, с погружением, с выдохом в воду, с открыванием глаз в воде со скольжением. По активности игры делятся на подвижные: «Заморозки», «Сердитая рыбка», «Кто быстрее найдёт колечко под водой», «Чья стрела быстрее» и малоподвижные: «Салюты», «Попади шариком в корзину», «Брось мяч дальше», «Поймай мяч», «Достань колечко определённого цвета под водой» и т. д. При проведении игр, тренер учитывает двигательные нарушения у ребёнка. Игры повторяются несколько раз для лучшего запоминания. Во время проведения игр, тренер поддерживает ребёнка.
В заключительной части проводится следующая двигательная деятельность – свободное плавание. Дети самостоятельно играют с игрушками в воде, обыгрывают их. Выполняют сюжетные игровые упражнения с инструктором: Покупай утят», «Спрячь рыбку от акулы», «Лягушата играют в пруду». Тренер помогает найти сюжет для самостоятельной игры в воде. Дети проявляют свободную двигательную активность в воде. Учатся играть совместно с другими детьми. В процессе сюжетных упражнений развивается у детей воображение.
В конце занятия детям даётся дыхательное упражнение, которое поможет успокоить ребёнка. При выполнении упражнений необходима поддержка и помощь инструктора.
Важно правильно выстроить коррекционную, двигательную деятельность в обучении плаванию, учитывая индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья ребёнка, чтобы это помогло не только оздоровить его организм, скорректировать нарушенные функции, но быстрее адаптироваться ему к социальной среде.
Литература:
1. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И., Морозова Т. С. Оздоровительное, лечебное и адаптированное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432с
2. Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие: Учебное пособие Авторы: Нарзулаев В. И. Павлухина, Г. Н. Попов Томск, 200.-81с
3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать : Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.- 80с
Интернет ресурсы:
1. Фетисов. Л. М. Особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями разных нозологических групп. [электронный ресурс] : Тамбов, Т. 9 № 12, 2014 – режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-plavaniyu-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-raznyh-nozologicheskih-grupp
2. Миргородская Е. В. Ведерникова. О. Б. Плавание в системе физической реабилитации детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. [электронный ресурс] : Вестник № 2 2007 г Челябинск 108 – 109с – режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-v-sisteme-fizicheskoy-reabilitatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-rechi
3. Корсакова Е. А. Как сделать реабилитацию ДЦП эффективнее [электронный ресурс] :. 9 июля
2019 – режим доступа : https://zen.yandex.com/media/yellmed/kak-sdelat-reabilitaciiu-dcp-effektivnee-rasskazyvaet-opytnyi-nevrolog-vrach-lfk-ekaterina-korsakova-5d242fe8fbe6e700ae234b71
4. Фетисов А. М., Сайкин С. В. Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. [электронный ресурс] :. .№12, 2014 341-347с– режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-v-kompleksnoy-reabilitatsii-i-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-i-otkloneniyami-v-sostoyanii-zdorovya