Наталья Букина
«Платковые куклы». Использование кукол в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.
Задачи:
• стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;
• формировать художественное видение в различных видах деятельности;
Темочки:
• создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;
• разнообразить методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми
Интеграция образовательных областей:
«Здоровье» : движения, имитирующее движения различных персонажей.
«Физкультура» : развитие моторики рук и пальцев.
«Социализация» : имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.
«Труд» : воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам, мелкий ремонт (глаза, рот, пр.)
«Коммуникация» : общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря.
«Музыка» : разучивание танцевальных движений кукол; использование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные).
«Безопасность» : правила обращения с предметами, имеющими мелкие составляющие.
«Чтение художественной литературы» : тексты литературных произведений, к которым используются куклы.
В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности : музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.
Во всех перечисленных видах деятельности используется всё кукольное разнообразие : куклы бибабо, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.
Познакомившись со специализированной программой М. И. Родины «Кукляндия», педагоги ДОУ прошли обучение на семинаре-практикуме по театрализованной деятельности по данной программе (авторский семинар М. И. Родины, А. И. Бурениной) и «окунулись» в творческий процесс изготовления платковых кукол. Кукол делали из плотных платков, старых разноцветных зонтов, украшали атласными лентами, бахромой, сутажам, верёвочками и шнурами. Лицо куклы выполнено из подложки под ламинат, обтянуто капроновыми колготками; глаза и рот изготовлены из самоклеящей бумаги. Технология исполнения кукол повторялась, но каждый педагог вносил в детальное оформление образа что-то своё, поэтому персонажи получились разнообразные и характерные.
Теперь наши платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения. Дети придумали всем куклам имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.
Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребё нка-дошкольника :
- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления;
- кукла «Знайка» помогает выполнять задания по дифференциации звуков; помочь в порядковом и количественном счёте и т. д.
- кукла «Варварушка» может рассказать сказку (во всех возрастных группах, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного, …
Использование платковых кукол в повседневной жизни:
- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);
- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;
- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить);
- использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;
- использование куклы на прогулке, экскурсии.
Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются :
- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;
- сочетание реализма и воображения;
- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.
Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р. Б. Стеркина, которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Платковая кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребёнка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление, нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, эмпатия, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т. д., эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т. д., практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.
Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.
Литература:
1. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия : Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008
2. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006
3. Кудрявцев В. Т. Концептуальные основы развивающей деятельности дошкольника (программа «Тропинки»). М., 2007