Елена Курмангалина
Рекомендации по созданию предметно-игровой среды в рамках реализации художественно-эстетического направления
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по разработке и созданию предметно - игровой среды в группе детей раннего возраста в рамках реализации художественно -эстетического направления.
В настоящее время развитие творческих способностей занимает значительное место в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Особое значение решение данной задачи приобретает в раннем возрасте, так как духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Детям раннего возраста присуща способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, полное красок, движения, звуков, целое. В ДОУ, в ходе различных видов деятельности, дети и получают знания об искусстве, знакомятся с различными его видами, что дает детям возможность эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
Публикация «Рекомендации по созданию предметно-игровой среды в рамках реализации художественно-эстетического направления» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
В рамках реализации художественно-эстетического направления успешно решается весь комплекс задач творческого развития детей раннего возраста. В соответствии с ФГТ данное направление развития детей включает такие образовательные области как «Художественное творчество» и «Музыка», задачами которых является развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, развитие музыкально-театрализованной деятельности детей.
С учетом вышесказанного, при решении задач данного направления развития детей раннего возраста, следует создать такие условия и систему материальных объектов в ДОУ, при которых деятельность педагога была бы наиболее эффективной. Таким образом, необходимо, чтобы предметно-развивающая среда соответствовала задачам художественно-эстетического направления развития детей раннего возраста, их возрастным особенностям, а также обеспечивала интеграцию и взаимосвязь различных образовательных областей.
Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов, обеспечивающая разностороннее развитие и воспитание ребенка. В связи с этим необходимо учитывать некоторые требования, общие для организации предметно-развивающей среды в рамках различных направлений развития :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она должна способствовать развитию собственной активности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, мобильность предметно-развивающей среды.
3. Объекты предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В рамках реализации художественно-эстетического направления предметно-развивающая среда также имеет свои особенности.
В ходе педагогической практики мной были разработаны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в рамках реализации художественно-эстетического направления, учет которых обеспечит наиболее эффективное решение задач творческого развития детей раннего возраста.
Для наиболее успешной реализации художественно-эстетического направления развития следует предусмотреть уголок художественного творчества и уголок музыкально-театрализованной деятельности, которые интегрируются между собой и дополняют друг друга в решении задач образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка». Наполнение данных уголков может быть различным, в соответствии с образовательной программой ДОУ и календарно-тематическим планированием.
Исходя из задач данных образовательных областей, в уголках должны быть представлены различные музыкальные инструменты, доступные детям раннего возраста, необходимые атрибуты для театрализованной деятельности (игрушки настольного, пальчикового театра, куклы би-ба-бо и т. д., материалы для художественного творчества. Очень важно, чтобы все материалы и атрибуты должны находиться в доступном для детей расположении, чтобы дать им возможность проявлять собственную активность и самостоятельно действовать с ними.
Важное значение при организации среды в рамках реализации данного направления имеет соблюдение некоторых правил, а именно:
• Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
• Формирование навыков изобразительной деятельности.
• Развитие творчества детей и их возможности самореализации.
• Развитие умения использовать различные материалы для художественного творчества, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения.
• Приобщение детей к музыкально - театральному искусству через знакомство детей с различными видами театра (настольный, кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, а также возможность детей самостоятельно действовать с ними.
• Способствование развитию творческих способностей детей раннего возраста.
Таким образом, предметно-развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического направления развития детей должна быть организована с учетом определенных требований, а также рекомендаций, выполнение которых позволит наиболее эффективно решать задачи образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка», а также развития творческих способностей детей раннего возраста.