Виктория Ветлужских
Пластилиновая живопись в декоративном рисовании с детьми дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы слышим, что говорят о пластилине, то сразу вспоминаются яркие картинки из детства. Именно в детстве мы впервые узнаем о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым и художественным средством для работы в живописном жанре. Удивительно, но пластилином можно рисовать картины. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Публикация «Пластилиновая живопись в декоративном рисовании с детьми дошкольного возраста,» размещена в разделах
В нашем садике мы используем такой вид нетрадиционной техники изобразительной деятельности, как пластилиновая живопись.
При рисовании пластилином наши ребята осваивают объем, делают картинку рельефной и за счет этого – более выразительной и живой. Но, кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин на плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись помогает детям развивать фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Это занятие так хорошо влияет на нервную систему, что легковозбудимые, шумные дети через некоторое время становятся более спокойными и усидчивыми. Ребенок учится выбирать цвет пластилина, смешивать цвета, а также приемам пластилиновой живописи.
У детей идет активное расширение кругозора, внимания, знакомство с новыми предметами.
В процессе работы с пластилином малыш учится делать аппликации, картины, украшать изделия, используя различные материалы – нить, вату, ткань, ракушки, песок и многое другое. Он сам придумывает композицию, героев и даже целую историю, развивая фантазию и мышление.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
Пластилиновая живопись – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Именно в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов, посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается ему любовь к своему родному краю.
В процессе обучения детей декоративному рисованию, решается много задач, как:
1. Развитие чувства композиции в связи с построением узора на различных формах;
2. Развитие чувства цвета;
3. Развитие способности различать стили декоративно-прикладного искусства, использование их элементов в своем творчестве;
4. Совершенствование техник в рисовании.
Обучая детей декоративному рисованию, мы учим их видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Знакомясь с декоративным рисованием, дети ясно представляют себе, что такое ритм и симметрия, без них декоративно-прикладное искусство существовать не может. Большую роль в декоративном рисовании играет цвет, он тесно связан с самой композицией узора и неотделим от нее.
Для использования пластилиновой живописи в декоративном рисовании, детям надо овладеть основными приемами пластилиновой живописи. Это: растирание, размазывание (раскрашивание, налеп, жгутики, смешивание 2-х цветов пластилина и втирание цвета.
Размазывание - от пластилина отщипываем небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикрепляем к основе и пальчиком размазываем полоску в одном направлении (капельки дождя на стекле, дорожки, травка).
Растирание – от пластилина отщипываем маленький кусочек, скатываем в шарик, прикрепляем к основе и растираем в разном направлении, закрашивая силуэт.
Расплющивание (простой налеп) – отщипываем от пластилина небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикладываем на основу и, прижимая пальцем, немного расплющиваем.
Жгутики – раскатываем из небольшого кусочка пластилина тонкие «колбаски» - жгутики и, немного прижимая, выкладываем по контуру силуэта или по намеченным линиям.
Смешивание 2-х цветов пластилина – отрываем два небольших кусочков пластилина разного цвета, соединяем их и пальцами хорошо перемешиваем до получения однородного цвета. Для получения оттенка смешивают цветной пластилин с белым или черным пластилином. При смешивании с черным пластилином получают более насыщенный темный тон, а при смешивании цветного пластилина с белым – получают пастельные тона. Для получения нового цвета смешиваются основные цвета : при смешивании красного с желтым – получаем оранжевый, а синего с красным – фиолетовый и т. д.
Втирание цвета – скатываем небольшой шарик одного цвета пластилина, прикладываем его на основу, покрытую пластилином другого цвета и, размазывая пластилин, втираем цвет в цвет.
Эти приемы применяются и в народном декоративно - прикладном творчестве. Если дети эти приемы усвоили, то с ними можно заниматься пластилиновой живописью в декоративном рисовании. При обучении традиционному декоративному рисованию следует помнить, что, как и в рисовании красками, карандашами так и в пластилиновой живописи, надо начинать с простых элементов узора.
С детьми мы начали знакомство с декоративной росписью с дымковской игрушки. Красочность и великолепие этих игрушек покоряет сердца не только детей, но и взрослых.
Знакомство с Дымкой.
В настоящее время Дымковские игрушки завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Их легко узнать по ярким, разноцветным краскам. Дымковские мастера пишут по глине мазками и линиями, а в геометрический орнамент рисунка входят круги, колечки, точечки, прямые и волнистые линии, ромбы.
При ознакомлении с дымковской росписью детей начинают знакомить с простыми элементами росписи. Это: «узкая и широкая полоса», «точка», «волна», «кружок», «колечко», «ромб», «капелька».
При выполнении этих элементов в пластилиновой живописи используют приемы : «расплющивание» и «размазывание» жгутика (рисование прямой и волнистой линии, узкой или широкой, «тонкий жгутик» (рисование волнистых линий, сетки, «растирание» и «размазывание» (рисование круга, ромба, «точки», «капельки», «налепы». При усвоении детьми в рисовании простых элементов дымковской росписи, можно предложить более сложный узор на формах – трафаретах: роспись лошадки, барана, оленя, барыни, индюка. Так можно создать коллективную работу «Дымковские игрушки».
Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества.