Юлия Тутова
Пластилинография как средство развития речи дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать
Пластилинография как средство развития речи дошкольников с ОВЗ. Рекомендации родителям при использовании пластилинографии как вида совместного досуга с детьми.
В настоящее время все больше прослеживается тенденция появления дошкольников с различными речевыми нарушениями. Они мало отличаются в своем общем психическом развитии от дошкольников, не имеющих данной проблемы. Различные диагностические исследования показывают, что объем информации и показатели развития таких психических процессов, как: память, внимание, мышление, восприятия и др. – у некоторых дошкольников с нарушением речи намного выше, чем у нормотипичных детей.
Публикация «Пластилинография как средство развития речи дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Так же все больше видится взаимосвязь развития мелкой моторики с развитием речи. Большинство дошкольников с нарушением речи встречаются ежедневно с проблемами в самообслуживании, они не могут застегнуть пуговицы, молнии, завязать шнурки. Недостаточно развитая мелкая моторика также негативно влияет и на темп работы на занятиях, выполнения различных графических заданий, где требуются навыки владения карандашом, ножницами и т. д. У таких детей чаще всего встречается неправильный захват карандаша, слабый нажим во время рисования и письма.
Как практикующий дошкольный педагог-психолог, в своей деятельности для решения вышеуказанной проблемы мной используются различные методы и техники, в том числе, и нетрадиционные: су-джок технологии, нейрографика, рисование песком на световом планшете, кинезио упражнения и т. д. Но такой метод, как пластилинография, заслуживает особенного внимания.
Дошкольное учреждение является подготовительным этапом к школьному обучению, именно поэтому проблема развития мелкой моторики является актуальной. Необходимо развивать умение правильно говорить, используя все части речи, обучить владению основами навыков письма. Для этого важно развивать психические процессы, волю. Важная роль в решении данного вопроса отводится формированию мелкой моторике рук. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Так с помощью воздействия через работу с пластилином на различные нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев и рук, мы воздействуем на головной мозг, запуская различные его отделы, отвечающие за развитие ребенка в целом, в том числе и речи.
Если проследить этапы развития мышления ребенка, мы также увидим взаимосвязь развития мозговой деятельности и различных психических процессов от развития мелкой моторики. Первый этап мышления преобладает у детей раннего возраста, он называется наглядно или предметно действенное мышление. На данном этапе ребёнок знакомиться с предметом, его особенностями через непосредственный контакт с ним. Руки дают много информации о предмете, его весе, твердости или мягкости, шероховатости или гладкости, холоде или теплоте и так далее. В результате накопления данной информации дети способны перейти к наглядно-образному мышлению, направленному на оперирование не предметами, а образами. Высшей ступенью развития мышления является словесно-логическое мышление, при котором поставленные задачи решаются в уме. Таким образом, развитие мелкой моторики – важная задача развития ребенка на этапе дошкольного детства.
Рисование пластилином в изобразительном искусстве привлекает к работе пальцы, ладони, руки, опирается на зрительное восприятие, развивает мышление, внимание, память, речь детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционной техники пластилинографии в развитии мелкой моторики интересует многих педагогов. Через нее возможно развитие специальных умений и навыков, подготавливающих руку, пальцы детей к письму.
Пластилин является одним из самых любимых инструментов в дошкольном возрасте, так как он позволяет воплотить детские фантазии в реальный объект. Рисование пластилином привлекает ребенка особенно, ведь это нечто необычное, неизведанное. Незнакомое действие с знакомым предметом.
Понятие «пластилинография» включает в себя два слова: «пластилин» - это художественным материал, реализующий замысел, создающий полуобьемные изображения и «графия» - изображать, создавать. Данная нетрадиционная техника рисования не требует развития специальных способностей детей дошкольного возраста, проста и интересна в реализации. Материал для выполнения творческой работы не требует больших затрат, а принцип работы основан на создании лепной картины, имеющей выпуклое, полуобъемное изображение объектов на ровной поверхности.
Работая с пластилином можно творить и экспериментировать. Именно поэтому пластилинография развивает :
1. Мелкую моторику и координацию рук;
2. Творческие способности ребенка, его воображение и фантазию;
3. Психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное восприятие и пространственное ориентирование;
4. Знакомит с формами;
5. Тренирует усидчивость, вырабатывает способность доводить начатое до завершения;
6. Тренирует аккуратность;
7. С помощью пластилинографии можно прорабатывать различные психологические проблемы ребенка: страх, повышенную тревожность, скованность и робость, конфликты и т. д.
8. Пластилинография снимает тонус в руках, способствует общему расслаблению организма;
9. Благоприятно влияет на слаженность и сплочение коллектива. Выполняя коллективную работу, дети учатся взаимодействовать вербально, прислушиваться к мнению окружающих, выражать собственную точку зрения.
10. Придумывая различные терапевтические сказки и воплащая их на листе с помощью пластилинографии, можно воспитывать в ребенке положительные качества характера, показывать влияния добра и зла, учить противостоять неблагоприятному воздействию с внешней среды.
Рекомендации использования пластилинографии в совместном досуге родителя и ребенка:
1. Начинать знакомство с пластилинографией лучше с мягкого платилина, постепенно переходя на более жесткий;
2. Для более эффективного усвоения навыков лепки в технике пластилинографии, Л. Н. Малахова акцентирует внимание на этапном принципе обучения: сначала учить детей дошкольного возраста надавливать на кусочки пластилина, затем размазывать от центра к краю, и далее учиться сочетанию нескольких приемов работы в одном сюжете. Уровень сложности работы повышается по мере обучения навыкам работы с пластилином от простых в младшем дошкольном возрасте к более сложным в старшем дошкольном возрасте [5, с. 92];
3. Используйте готовый фон в виде раскраски или фантазируйте самостоятельно;
4. Не бойтесь экспериментировать с формой материала: катайте шарики, жгутики, спиральки…;
5. Экспериментируйте с цветом: показывайте ребенку, как получить новый цвет, смешивая другие цвета;
6. Используйте лепку и аппликацию одновременно, фантазируйте;
7. Используйте вспомогательный материал: стеки, палочки, пуговицы, бусины, бусинки, бисер, ракушки, камешки, кора, семена растений, крупа, ветки, шишки, желуди, ореховая или яичная скорлупа и так далее.
8. Совмещайте пластилинографию с пескотерапией (насыпайте песок, любые сыпучие материалы на фон из пластилина, экспериментируйте с поверхностью);
9. Экспериментируйте с поверхностью нанесения пластилина : бумага, стекло (рисуя на стекле пластилином, можно создать красивый витраж);
10. Не критикуйте и не высеивайте ребенка. Пластилинография – это творческий процесс: неровный шарик или жгутик – это всего лишь видение ребенка;
11. Творите совместно с ребенком. Минуты совместного времяпровождения родителя и ребенка закладывают доброжелательные, доверительные отношения на долгие годы;
12. Придумывайте сюжеты, обыгрывайте сказки, показывайте пластилиновые спектакли и снимайте видео сюжеты;
13. Соблюдайте гигиену: обязательно мойте руки после работы с пластилином;
14. Наслаждайтесь минутами общения с ребенком.
Пластилинорафия разнообразная, интересная техника рисования, позволяющая осуществлять замысел без обладания специальными способностями, умений и навыков. Заниматься данной работой можно в любое удобное время, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, занятия пластилинографией способствуют развитию мелкой моторики, реализации широких возможностей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, способны активировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, самостоятельности. Пластилиноргафию можно рассматривать как коррекционное средство для детей с нарушениями речи, а также средство развития речи для нормотипичных детей. Роль и значение пластилинографии в дошкольном детстве для ребенка велика!
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей / Г. Н. Давыдова. - М. : Скрипторий 2003, 2018. - 218 с.
2. Изотова Ю. Рисование пластилином (пласти-линография) : основные приемы [Электронный ресурс] / Ю. Изотова. - Режим доступа: https:// www.syl.ru/article/330717/risovanie-plastilinom-plastilinografiya-osnovnyie-priemyi. (дата обращения 01.03.2023)
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. - М. : Сфера, 2015. - 218 с.
4. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем / И. А. Лыкова. - М. : Просвещение, 2014. - 128 с.
5. Малахова Л. Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми / Л. Н. Малахова, И. И. Фрезе, Т. Н. Копнина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4. - С. 4144.
6. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю. В. Рузанова. - М. : Наука, 2019. - 235 с.
7. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - М. : Академия, 2018. -312 с.