Елена Погонышева
Планирование экспериментальной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Мне очень по душе нарушение основного закона Ньютона - закона инерции покоя, превращения его в инерцию движения»
Николай Иванович Вавилов
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он- ведущий, а впервые три года- практически единственный способ познания мира.
Публикация «Планирование экспериментальной деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Учитывая психо- физические особенности детей каждого возраста были разработаны примерные перспективные планы экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы.
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в младшей группе.
• Сентябрь: Адаптация, игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине
• Октябрь: Песок сухой и мокрый («Сыпется и нет») Вода («Переливается, разливается»)
• Ноябрь: Песок («Сухой песок можно просеять, а мокрый нет») Вода («Вода прозрачная») Вода («Вода- среда обитания - аквариум») Вода («Значение воды для человека»)
• Декабрь: Снег («Снег холодный и тает на ладони») Снег («Снег тает в помещении, во дворе нет, так как там зима») Лед («Холодный, но тает на ладони и в помещении, а во дворе нет») Гололед, («Гладкий, прозрачный. Вода при низкой температуре становиться льдом»)
• Январь: Лед («Цветной и бесцветный») Песок («Песок пересыпается, вода переливается») Вода («Переливание из больших сосудов в маленькие и наоборот»)
• Февраль: Песок («Формирование в формочки») Песок («Окрашивание песка с помощью цветного мела») Вода («Значение воды для человека») Вода («Значение воды для прорастания лука»)
• Март: Вода («Растворение веществ») Магнит («Движение машинки») Снег («Закрепление св-в снега») Лед и снег («Со сменой времен года происходит и состояния льда и снега»)
• Апрель: Вода («Значение воды для растений») Вода («Значение воды для семян») Почва («Значение для роста растений») Вода («Значение для растений»)
• Май:Песок и камни («Умение сравнивать, находим сходство и различие») Диагностика
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.
• Сентябрь: «Где ночует солнышко?» «Почему происходит смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде»
• Октябрь: «Рассматривание зерна под микроскоп» «Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан»
• Ноябрь: «Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не выливается» «Наши помощники - глаза»; «сколько ушей?»
• Декабрь: «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.» Опыты с распылителями, блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за расческой»
• Январь: «Рисуем глядя в зеркало» «Извержение вулкана» «Сделай снегопад» «Почему шуба греет»
• Февраль: «Лед и пламя» «Почему лед не тонет» «Живые тени» «Теневой театр»
• Март: «Сделаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее яблоко»
• Апрель: «Волшебная бумага. Свойство бумаги» «Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки- спасатели»
• Май: «Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир ткани: опыты с нитками (нить- линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как органы человека помогают друг другу» «Что и из чего»
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе.
• Сентябрь: Диагностика
• Октябрь: «Как обнаружить воздух в помещении» «Воздух есть во всех предметах» «Что плавает- что тонет» «Где больше песка, в ложке или кружке»
• Ноябрь: «Свойство почвы» «Свойство твердых веществ и жидкостей» «Как спрятаться бабочкам» «У кого какие клювы»
• Декабрь: «Что лучше руки или ноги» «Родственники стекла» «Свойства воды, глины и песка» «Чем пахнет воздух»
• Январь: «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Запустить спутник» «Дневные звезды» «День- ночь»
• Февраль: «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Как снег становиться водой» «Снежные узоры на стекле» «Далеко-близко»
• Март: «Иней» «Цветные льдинки» «Далеко- близко» «Сосульки»
• Апрель: «Дуем- играем» «Почему не падают деревья» «Как расселяются семена» «Как с гуся вода»
• Май: «Вода источник жизни» «Выращиваем лук» «Чем можно измерять» «Образование радуги
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
• Сентябрь: Диагностика
• Октябрь: «У воды нет вкуса» «Где прячутся насекомые? Можно ли им помочь?» «У воды нет запаха» «Изучаем листья»
• Ноябрь: «У нас есть вдох и выдох» «Первые заморозки» «Волны» «Мы живые. А деревья?»
• Декабрь: «Сколько весит воздух» «Вода смачивает и очищает предметы» «Замерзание воды» «Свойства мокрого песка»
• Январь: «Сколько времени можно не дышать» «Спичка- пленница» «Бывает ли воздуху холодно?» «Защитные свойства снега»
• Февраль: «Вода прозрачная» «Когда бывает пар» «Получаем талую воду» «Ловим воздух»
• Март: «Наблюдение за свойствами снегом в разную погоду» «В воде некоторые вещества растворяются» «Песочные часы» «Почему парашют снижается плавно?»
• Апрель: «Движение воздуха» «Летающие семена» «Своды и тоннели» «Песчаный конус»
• Май: «Чем отличается солнечная сторона от теневой» «Яблочный спутник свечи» «Теневой портрет» ДИАГНОСТИКА