Наталия Решетникова
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Рекомендации из опыта работы
▼ Скачать
+ Заказать документы
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Рекомендации из опыта работы
Наступил сентябрь, а значит - новый учебный год. Что нового, интересного узнают наши дошколята в течении года? Чему они научатся? Все зависит от нас, уважаемые коллеги, от того, как мы запланируем воспитательно-образовательный процесс, от выбранных нами путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ, Рекомендации из опыта работы» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Ни для кого не секрет, что одно из главных условий успешной реализации основной образовательной программы, является планирование воспитательно-образовательного процесса. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для воспитателя форме. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С.). В каждой группе воспитатели составляют свой перспективный и календарно-тематический план работы с детьми, учитывая специфические особенности возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
Я хочу поделиться с вами тем, как мы работаем над планированием.
Учебный год мы разбиваем на тематические недели, т. е. каждая неделя имеет определенную тематику. Какие темы мы возьмем, мы решаем совместно со вторым воспитателем (конечно же учитывая содержание основной образовательной программы). Для этого мы считаем, сколько в каждом месяце недель, сразу по неделям расписываем праздники (н-р: 8 Марта, 23Февраля День Космонавтики, День Победы и т. д). Что нам дает такой способ распределения материала?
Во-первых, одну тему дети изучают в течении недели с разных сторон. Для примера возьму тему «Зимующие птицы». О зимующих птицах мы беседуем утром, говорим на занятиях по ознакомлению с окружающем миром, по экологии, наблюдаем их на прогулке, читаем рассказы и стихи о жизни птиц зимой, рисуем, лепим, делаем аппликацию на данную тематику. Это помогает детям более полно изучить данную тему.
Во – вторых, воспитателю легче реализовать дифференцированный подход к детям. Дети, которые быстрее усваивают программный материал, помогают в проведении НОД, готовят с родителями детско-родительские проекты и т. д. Каждодневное «обговаривание» определенной темы, позволяет запомнить материал и тем детям, которые медленнее усваивают программу.
В-третьих, тематическая неделя - это практически готовый детско-взрослый проект. Остается его только правильно оформить. В конце такой недели обязательно подводится итог. Н-р, итогом тематической недели «Зимующие птицы» была акция для детей и родителей «Покормим птиц зимой»
В-четвертых, воспитателю удобнее и легче готовиться. У меня весь методический, наглядный материал разложен по канцелярским коробам не по образовательным областям, а по темам (т. е в одном коробе у меня все на одну тему: изо деятельность, экология, познавательная деятельность, стихи и т. д.). Я достаю этот короб и в течении недели он у меня всегда «под рукой».
Планирование мы пишем по образовательным областям. Обязательно указываем тот материал, который даем детям в рамках регионального компонента и компонента ДОУ. Если занятие взято не из методической литературы, а полностью разработано воспитателем, то в плане пишем «авторская разработка»
Итак перспективное планирование тематической недели «Зимующие птицы» примерно выглядит так (только мы пишем план в виде таблицы):
ОО Познание
Ознакомление с окружающем миром
Тема: «Почему улетают птицы?»
Задачи: Закрепить знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках, местах гнездования. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах. Показать взаимосвязь всего живого в природе. Закреплять умение составлять описательные рассказы.
Региональный компонент: В рамках реализации проекта «Птицы – наши друзья»: оформление выставки «Зимующие и перелетные птицы», акция покормите птиц зимой»
ОО Познание
Экология
Тема: Покормите птиц зимой.
Задачи: Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание им помогать зимой.
Региональный компонент: В рамках реализации проекта «Птицы – наши друзья»:
Привлечение родителей созданию кормушек для птиц, оформлению выставки "Зимующие птицы»
ОО «Познание»
ФЭМП
Тема: Загадки сороки
Задачи: формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, развивать наблюдательность, познавательный интерес, формировать навыки самостоятельной работы,
продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов. Продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу,
закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
ОО «Коммуникация»
Тема: В гостях у зимующих птиц
Задачи: Закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.
Расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова); имен прилагательных: зимующие, птичий; глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел. Закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере. Развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки). Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
ОО «Чтение художественной литературы»
Тема: В. Бианки «Кто как зимует?»
Задачи: Учить слушать внимательно сказку, определять жанр произведения. понимать средства выразительности. Развивать образность речи. Закрепить названия зимующих птиц.
ОО «Художественное творчество»
Лепка
Тема: Птицы зимой
Задачи: Учить детей задумывать содержание лепки. Доводить замысел до конца, добиваться более полной и точной передачи формы предмета, его строения частей
Региональный компонент:
В рамках долгосрочного проекта «Птицы – наши друзья»: рассматривание птиц у кормушки на прогулочной площадке, рассматривание картины «Птичья столовая»
ОО «Художественное творчество»
Аппликация
Тема: Снегири на ветках
Задачи: Учить детей передавать в аппликации образ птицы, особенности формы и окраску снегиря. Учить делать красивую композицию.
Региональный компонент: В рамках о проекта «Птицы – наши друзья»: рассматривание птиц на ветках деревьев на территории ДОУ
ОО «Художественное творчество»
Рисование
Тема: У кормушки (авторская разработка)
Задачи: Продолжать учить рисовать птиц, передавая особенности внешнего вида, окраски, положение тела при движении;развивать чувство цвета и формы; воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.
Региональный компонент: В рамках проекта «Птицы – наши друзья»
Рассматривание птиц у кормушки на прогулочной площадке, рассматривание картины «Птичья столовая»
Неделя закончилась акцией «Покормите птиц зимой».
Итогом тематической недели «Мой родной город» стала коллективная работа «Мой город»
Неделя «Растения» закончилась посадкой огорода
Мы так же работали над такими темами как «Транспорт», «Русские народные сказки», «Зоопарк», «Насекомые», «Народные промыслы», «Азбука здоровья», «Весна», «Космос», «Подводный мир» и д. р.
Конечно, составление такого плана требует больше времени, проявление творческих идей, но результат того стоит.
В перспективном плане мы также помещаем картотеку прогулок, картотеку дидактических и подвижных игр, оздоровительную работу с детьми (комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики после дневного сна, закаливающие процедуры, работу с родителями. Так же пишем план кружковой работы и театрализованной деятельности.
Кроме перспективного плана, мы пишем еще и календарный (на каждый день) план. И всем нам известно, сколько времени мы каждый день тратим на его написание. А ведь это время можно было бы использовать с большей пользой: на подготовку к занятиям, создание пособий, оформление предметно-развивающей среды. Да мало ли работы у воспитателя! От руки мы планы сейчас не пишем, а используем шаблоны. В начале учебного года мы составили шаблон. Для этого сначала распределяем виды деятельности детей по дням недели (в какой день проводим кружковую работу, когда театрализованную деятельность, работу с детьми по ОБЖ, в какие дни беседы, работу в уголке природы. Когда в течении дня проводим дидактические и подвижные игры и т. д.). У нас получился такой шаблон:
Тематическая неделя " "
Понедельник ___
Утро: прием детей Артикуляционная гимнастика:
Утренняя гимнастика
Дежурство в уголке природы:
Завтрак
Непосредственно образовательная деятельность
1ОО «Познание» (ознакомление с окружающим миром)
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура»
Этапы НОД:
2. ОО «Коммуникация»
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение худ. литер.»
Этапы НОД:
3. ОО «Музыка»
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»
Прогулка (декабрь №)
Обед:
Дневной сон. Гимнастика после сна (комплекс №)
Гигиенические процедуры:
Полдник
Танцевальный кружок
Индивидуальная работа с детьми:
Задачи:
Вторник ___
Утро. Прием детей
Д/и (ФЭМН)
Индивидуальная работа с детьми
Утренняя гимнастика
Завтрак
Непосредственно образовательная деятельность
1. ОО «Познание» (ФЭМП)
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Физическая культура»
Этапы НОД:
2. ОО «Художественное творчество» (рисование)
Тема:
Задачи: Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»
Этапы НОД:
3. ОО «Физическая культура»
Интеграция ОО: «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность»
Прогулка (декабрь №)
Обед:
Дневной сон. Гимнастика после сна (комплекс №)
Гигиенические процедуры:
Полдник
Кружковая работа: «Хорошее настроение»
Тема:
Задачи
Сюжетно-ролевые игры
Задачи:
Работа с родителями:
Задачи:
Самостоятельная деятельность детей:
Среда ___
Утро. Прием детей
Развивающие игры:
Дид. задачи:
Индивидуальная работа с детьми:
Утренняя гимнастика
Завтрак
Непосредственно образовательная деятельность
1. ОО «Познание» (экология)
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение худ. литературы»
Этапы НОД:
2. ОО «Художественное творчество» (рисование)
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»
Этапы НОД:
3. ОО «Музыка»
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»
Прогулка (декабрь №)
Обед:
Дневной сон. Гимнастика после сна (комплекс №2)
Гигиенические процедуры:
Полдник
Танцевальный кружок
Театрализованная деятельность с детьми:
Задачи:
Самостоятельная деятельность детей:
Четверг___
Утро. Прием детей
Работа с родителями
Артикуляционная гимнастика
Утренняя гимнастика (комплекс №)
Завтрак
Непосредственно образовательная деятельность
1. ОО «Чтение художественной литературы»
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»
Этапы НОД:
2. ОО «Художественное творчество» (лепка)
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»
Этапы НОД:
3. ОО «Физическая культура»
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье»
Прогулка (декабрь №)
Обед:
Дневной сон. Гимнастика после сна (комплекс №)
Гигиенические процедуры:
Полдник
Работа в центре ИЗО
Задачи:
Этическая беседа
Цель:
Самостоятельная деятельность детей:
Пятница___
Утро. Прием детей
Пальчиковая гимнастика:
Задачи:
Утренняя гимнастика
Завтрак
Непосредственно образовательная деятельность
1. ОО «Художественное творчество» (аппликация/конструирование)
Тема:
Задачи:
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»
Этапы НОД:
2. ОО «Физическая культура»
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье»
Прогулка (декабрь №)
Обед:
Дневной сон. Гимнастика после сна (комплекс №)
Гигиенические
процедуры:
Полдник
Настольные игры:
Задачи:
Хозяйственно-бытовой труд:
Задачи:
Совместная деятельность с воспитателем:
Самостоятельная деятельность детей
Остается этот шаблон заполнить. Вот тут то мне и помогает перспективный план, который я сохраняю на электронном носителе (флешке или диске). Я копирую нужную информацию (темы, задачи НОД, игр, кружковой работы и театрализованной деятельности, работу с родителями) и вставляю в шаблон. Это делается очень быстро. Что я не могу сразу вставить (этапы НОД, самостоятельную деятельность детей и др., затем пишу от руки. Таким образом я составляю планы сразу на неделю (или на две). По времени эта работа занимает не более часа. План на неделю распечатываю, вставляю в файлы и оформляю в пластиковый скоросшиватель. Получается аккуратно и грамотно.